Этапы, методы и методики исследованияСтраница 2
Таким образом, методика "Сапожки" позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.
В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (собачка, мальчик, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обозначается "1" (единицей), нет сапожек - "0" (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей:
1) правило кодирования;
2) этап закрепления правила;
3) так называемые "загадки", которые испытуемый должен разгадать путем кодирования.
Первая инструкция испытуемому: "Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами "0" и "1". Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован?" (испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему). "Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки собачки, мальчика и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра "0", а во второй строке все они нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначать цифрой "0", а если в сапожках, то цифрой "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста" (испытуемый повторяет правило). Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. При работе на этом этапе правило, содержащееся в первых двух строчках таблицы, должно быть открыто. В случае, если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно так он ответил. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить "0", а где "1", или же он вообще не применяет в работе необходимое правило.
После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучали, дается вторая инструкция.
Вторая инструкция испытуемому: "Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь "загадки". Отгадать "загадку" - значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами "0" и "1".
"Хорошее" выполнение - правильное "отгадывание" всех загадок (возможно с повторным возвращением к "неразгаданным" загадкам). "Удовлетворительное" выполнение - ребенок осознал принцип решения задач ("отгадок"), но с трудом мог им пользоваться, либо "отгадывал" с опорой на зрительный образец. "Неудовлетворительное" выполнение - ребенок либо не осознал принцип решения задач, либо не мог им пользоваться, старался отгадывать ответы.
Методы воздействия на память
Существуют методы воздействия на память.
При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, то есть человек вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить "забытое" после операции.
Был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий пер ...
Вывод
Важным условием успешной работы с малыми неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодежи, если движение п ...
Заключение.
Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использо ...