Заключение
Страница 1

Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанных на этических принципах. В древнегреческой литературе типологию характеров, распространенных в афинском обществе, описал Теофраст.

Затем лишь в первой половине XIX в. стала возникать наука о характерах. Создатель френологии

Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любовь к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

В конце XIX в. появляются две интересные работы по проблеме характера: книга Ф. Джордано “Характер с точки зрения тела и генеалогии человека” и книга Ф. Полана “Психология характера”. Джордано открыл, что существуют два фундаментально различных характера: “у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым” (по сути, Джордано описал экстраверта и интроверта). Ф. Полан отмечает, что строение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются по строгим законам: 1.

закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные;

2.

закон систематической ассоциации состоит в том, что отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие стремления, находящиеся с ними в зависимости.

В начале XX в. Н. Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стремлений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный.

В начале XX в. А. Ф. Лазурский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их “социальный аспект”.

В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:

• “Характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение” (Абрахам).

• “Привычные способы приспособления “Я” к внешнему миру, “ОНО” и “Сверх-Я”, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер” (О. Фенихел).

“Структура характера может быть осмыслена как организация потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы” (Бингхлоул).

• “Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним миром. Его дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил” (Райх).

• А. Лоуэн вообще предложил ограничить понятие характера только патологическими состояниями. “Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения, т. е. характера. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации”.

В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера:

Страницы: 1 2


Анализ корреляционной связи
3-4 - прямая связь. Любое решение принимается с критикой и осторожностью. Руководитель обычно не доверяет своим подчиненным и поэтому считает свое решение наиболее правильным. 4-7 - обратная связь. Чем выше критичность, замкнутость себе, тем ниже общительность, способность устанавливать новые контакты. Такие руководители не могут отста ...

Причины суицидального поведения
Э. Дюркгейм, автор первого фундаментального социологического труда, посвященного самоубийствам, различал их по причинам[11]: - эгоистические (как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом); - аномические (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии); - альтруистические — как с ...

Проблемы исследования интеллектуальных и творческих способностей. Общая характеристика интеллектуальных способностей
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — в широком смысле, совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле — мышление, высший познавательный процесс. За рубежом интеллект часто отождествляют с одаренностью. Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция ...