Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения

Другая психология » Психологические особенности воспитания и обучения слепого ребенка в семье » Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения

Многими исследованиями показано, что созревание эмоциональной сферы тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формируются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватного эмоционального развития ребенка с нарушениями зрения могут быть причины недостаточного взаимодействия «мать—ребенок» в раннем возрасте, а также недостаточно правильное его воспитание в детских учреждениях, с дефицитом эмоционально-положительного общения со взрослым, в частности тактильного, в котором он особенно нуждается. Это может быть одной из причин своеобразного снижения интеллектуальной активности у детей с нарушением зрения. В настоящее время это подтверждено многими авторами.

Пассивность детей с нарушениями зрения является одним из важных симптомов недостаточной адаптации ребенка к своему окружению, недостаточности компенсаторных процессов в процессе обучения и воспитания.

Особенно это проявляется в современных условиях, когда у взрослых, окружающих и, главное, у родителей появилась неуверенность в возможности обеспечения нормальных жизненных условий и родители в этой ситуации сами находятся в состоянии стресса.

Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развития детей в дошкольном и школьном возрастах: многолетнее нахождение вместе с другими детьми в спальне, в столовой и в местах отдыха и развлечений, отсутствие возможности побыть с самим собой в детском учреждении оказывают на развитие ребенка отрицательное влияние, так как в этих условиях недостаточно удовлетворяются естественные потребности ребенка.

Длительное отсутствие эмоциональной и духовной близости с матерью и родными в период нахождения в интернате, а также неблагоприятная обстановка в семье создают у ребенка психологическое напряжение, которое проявляется либо в форме пассивности, безразличия к окружающему, иногда с проявлением де-прессивности, либо беспокойного возбудимого и агрессивного поведения.

Особого внимания требует вопрос полового воспитания детей с нарушениями зрения. Индивидуальное тестирование детей и подростков с нарушениями зрения показывает особо сильную их тревожность и неуверенность в области семейных отношений, взаимоотношений с противоположным полом. Оно связано со страхом и опасениями, с сознанием вины и поэтому является источником сильных внутренних переживаний и конфликтов. Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипы являются характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения. Задержка развития моторики и пространственных представлений обусловливает замедленное формирование навыков самообслуживания, которые часто оказываются несформированными даже к периоду школьного обучения.


Личность в группе. Влияние группы на личность
Ежедневно каждый человек пребывает во взаимодействии с другими людьми. Такие общественные взаимосвязи необходимы для того, чтобы следовать неким поставленным задачам, относящимся к трудовой или семейной жизни. Поэтому люди постоянно стремятся объединяться в группы для наиболее плодотворного решения вопросов и проблем. Однако поведения ч ...

Пример тренинга на развитие коммуникативных способностей «Здравствуйте, а вот и я или готовы ли мы к общению»
Цель: освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степени готовности участников тренинга к взаимодействию в ситуации общения. План занятия: 1. Приветствие «Мои пожелания». 2. Упражнения: «Здравствуйте, а вот и я», «Нарисуй свое имя», «Правило нашей группы», «Качество, которое я ценю ...

Теория Закона Притяжения. История Закона Притяжения
О законе притяжения всегда было известно, но это скрывали раньше от простого народа. Великие умы человечества пытались до нас донести эти знания через свои творения и афоризмы. Но возникает вопрос, почему это не было всё столь открыто? И ответ на самом деле прост – мы никогда не принимали всерьёз того, о чём нам говорят выдающиеся лично ...