Метафора «путь»

В советское время метафора светлого пути к коммунистическому будущему смотрела на граждан практически со всех сторон. Да и основная экспрессивная форма выражения негативных эмоций в нашей культуре связана с тем, что обидчику рекомендуется проследовать в определенном направлении.

Но что такое путь в российской культуре? Если всю Бельгию с Севера на Юг можно проехать на хорошем автомобиле за 2 часа, а на лошади – не более чем за два дня, то наши расстояния даже в древности не могли не внушать уважения. Тот же легендарный Илья Муромец по дороге из Мурома в Киев не только преодолел расстояние почти в четыре Бельгии, но и по дороге сразился с Соловьем-Разбойником, подвигов совершил немало. Учитывая, что постоянные специально построенные дороги в России укоренились в основном при Петре Первом, а до этого дорога каждый год по весне могла «менять свое русло», можно предположить еще об одной трудности в пути – бездорожии.

Получалось, что если человек отправлялся в путь, то на это нужно было отводить сравнительно много времени, в пути его подстерегали всяческие опасности. Поэтому сам по себе путь становился отдельным независимым мероприятием, оторванным от своего истока и своих целей. Отсюда – сравнительно высокий уровень ориентации на процесс, а не на результаты. Основные следствия данной метафоры:

· высокая степень увлеченности процессом выполнения работы;

· способность «забывать» о причинах, побудивших выполнять отдельную работу или операцию;

· способность «забывать» о сроках и иных характеристиках цели работ, если об этом не напоминать специально;

· способность самоотверженно и аскетично выполнять те виды работ, которые вызывают наибольший интерес;

· опасность подмены основной цели работы некоторой скрытой или промежуточной целью;

Если сопоставить в несколько ироничной форме сочетание двух первых базовых метафор, то прослеживается ответ на один из вечных российских вопросов. Представьте себе ситуацию, когда человек посеял урожай и отправился в путь. Поскольку путь длинный и трудный, то к тому моменту, когда пришла пора собирать урожай, человек может оказаться вдалеке от «своего поля». И что остается ему делать? Он собирает урожай там, где находится. И поэтому у нас в стране зачастую прав не тот, кто засеял поле, а тот, кто собрал на нем урожай. Отсюда сравнительно неустойчивое отношение к собственности, на чем в свое время и сыграли большевики, отнимая собственность у тех, у кого она была.


Особенности Я - концепции
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования кон ...

Беседа.
Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Как дополнительный метод беседа включается в структуру эксперимента на первом этапе, при сборе первичной информации об испытуемом, которому дается инструкция и на последнем этапе – в форме экспериментального интервью. Различаю ...

Виды и формы памяти.
Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. По участию воли в процессе запоминания; 2. По психической активности, которая преобладает в деятельности. 3. По продолжительности сохранения информации; 4. По сути предмета и способа запоминания. [13] ...