Заключение

Все рассмотренные закономерности и явления характеризуют собой разные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции со­стояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Они имеют еще один — специфический для дея­тельности руководителя аспект. И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне — в его поведении, речи, мими­ке и т.д. Эти проявления также могут и должны контролиро­ваться — усиливаться или подавляться. Они могут использовать­ся руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, на­мерениях, позициях. Все это обозначается в социальной психоло­гии и психологии управления понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Владение экспрессивными средствами особенно важно для ру­ководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоционально он реагирует, в каком состоянии он находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на воспри­ятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авто­ритет. Следовательно, важнейшим требованием к руководителю является не только способность к эмоционально-волевой саморе­гуляции, но и к регуляции им своего экспрессивного поведения.

Последнее, однако, нетождественно жесткому и строгому по­давлению руководителем своей экспрессии. «Бесстрастный» руководитель воспринимается не намного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фон в поведении руководителя обязателен, но он должен быть по возможности позитивным. Одно из требований американского менеджмента к эффективному руководителю гла­сит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги фор­мулирует ту же мысль короче: «Улыбайтесь!»

Исследования выявили, что информация, передаваемая по экспрессивным каналам, часто воспринимается и быстрее, и точ­нее, и надежнее, чем по иным каналам. Кроме того, человеку свойственно рассматривать ее как более достоверную. Речь, на­пример, допускает широкие возможности для фальсификации; но сопровождающие ее невербальные — экспрессивные прояв­ления контролировать гораздо труднее, и они поэтому гораздо более надежны и информативны. Итак, экспрессивный компо­нент включает три основных аспекта.

1. Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведени­ем в целом.

2. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж «волевого», «обая­тельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твердого, умеющего владеть собой человека. Кроме того, истинные профессионалы не лишены и элементов артистизма во владении экспрессивными средствами. Набор этих средств у них широк и разнообразен, а их использование доведено до совер­шенства. Особенно ярко это может проявляться в личной беседе, а также в искусстве публичного выступления).

3. Умение использовать экспрессивные средства как канал информации о других — подчиненных. Это — своего рода диа­гностическое умение руководителя, когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию о подчиненных. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрес­сивной сензитивности (чувствительности) и психологической проницательности.


Профессиональный рост педагогов в образовании. Психологические закономерности профессионализации
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основные парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистиче ...

Группа циклоидов
Конституционально - депрессивные. В чистом виде эта группа немногочисленна. Дело идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Это прирожденные пессимисты. Всякое радостное событие сейчас же отравляется ...

Индивидуальные различия памяти.
Несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизученны.[8] В основе памяти лежат ассоциации (связи ). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. С физиологической точки зрения ассоциация пр ...