Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза. История гипноза
Страница 3

Внушение. Гипноз » Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза. История гипноза

После смерти ученого центр изучения гипноза переместился во Францию. Точнее, во Франции образовались два центра по изучению гипноза: первый во главе с всемирно известным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко, а второй в Нанси во главе с профессором терапевтической клиники университета Ипполитом Бернгеймом. Поводом для новой волны интереса к гипнозу во Франции послужил тот факт, что Шарко была поручена проверка эффективности вошедшей в моду металлотерапии. Так, французский исследователь Бюрк заметил, что больная, в состоянии сомнамбулизма дотрагивающаяся до медной ручки двери, впадала в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка. В 1876 г. Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президенту Французского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этих явлений, в ее состав вошел и Шарко. Комиссия подтвердила факты, полученные Бюрком, но не сумела дать им убедительного теоретического объяснения. Работая в комиссии, Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных. В ту пору его интересовал механизм возникновения неврозов и особенно истерии. И тот факт, что многие симптомы истерии в состоянии гипноза буквально на глазах исчезали или, наоборот, проявлялись, привели ученого к выводу о том, что гипноз является не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом. Шарко разработал свой «шоковый» метод гипнотизации. Пациента вводили в полузатененный зал, вдруг раздавался оглушительный звук гонга, перед глазами вспыхивал яркий свет, и пациент впадал в состояние гипноза. Шарко выделил три стадии глубины гипноза: каталепсию, летаргию и сомнамбулизм. Но главной заслугой Шарко является, пожалуй, то, что он привлек к гипнозу внимание мировой научной общественности. Под его влиянием изучением гипноза занимались видные ученые и неврологи Парижа.

Представители нансийской школы считали, что гипноз — это психологический феномен, связанный с внушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемый поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточной критики к полученному внушению. Широко известно утверждение нансийцев, что гипноза нет, есть только внушение. И в то же время они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза. Между парижской и нансийской школами гипнологов развернулась длительная и острая научная дискуссия. В конечном итоге на первом Международном конгрессе физиологической психологии, состоявшемся в Париже в 1889 г., нансийцы одержали победу. Следует отметить, что ошибок не избежала ни та, ни другая школа. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией, ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм отождествляя понятия гипноз и внушение, отрицали самостоятельность гипноза и существование его вне сферы вербального воздействия. С современных позиций следует признать, что, хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, но это отличающиеся друг от друга явления хотя бы уже потому, что в гипноз можно погрузить не только человека, но и животных, в то время как восприятие словесного внушения присуще только человеку. Было бы неверно думать, что изучением гипноза в 19 веке занимались исключительно в Англии и Франции. Большой вклад в исследование гипноза внес шведский психотерапевт Отто Веттерстранд, опубликовавший книгу «Гипнотизм и его применение в медицине», в которой он описывает особенности лечения гипнозом соматических заболеваний, болезни сердца, желудка, астмы, и впервые ставит вопрос о лечении гипнозом хронического алкоголизма.

Немалую роль в развитии учения о гипнозе сыграли и труды немецких врачей Левенфельда и Молля. Одновременно с работами Шарко и Бернгейма, професеор физиологии Харьковского университета Даншевский в многочисленных экспериментах показал возможности гипнотического воздействия на животных. Он проводил исследовании на самых различных представителях животного мира: лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах, крокодилах, речных раках, морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах, рыбах и птицах. А в 1891 г. выступил с докладом на 4 съезде Обшества русских врачей в Москве, где убедительно доказал единство природы гипноза у человека и животных, нанеся тем самым ощутимый удар по нансийской школе. На этом же съезде с докладом «Терапевтические приемы гипнотизма» выступил ученик и последователь С.С. Корсакова А.А. Токарский. Страстный сторонник внедрения гипноза в лечебную практику, он говорил в своем докладе что смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами, можно только сказать, что невежды его достаточно понянчили и захватали руками. Прошло больше ста лет, но эти слова актуальны и сейчас. В начале 80-х гг. 19 века Токарский впервые начал читать курс физиологической психологии и гипнотерапии на медицинском факультете Московского университета. Известно о благосклонном отношении Токарского к народным целителям и служителям церкви, использовавшим методы прямого и косвенного внушения в лечебных целях. В 70—80-х гг. в селе Нахабино священник Сергий Пермский исцелял хронических алкоголиков. Он брал с них «зарок» не пить спиртного и при этом заставлял целовать крест и Библию, в проповеди, предшествующей ритуалу, отец Сергий убеждал в том, что христианин, вновь начавший пить после «боговдохновленного зарока», совершает тяжкий грех.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Причины конфликтов.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников . Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения ...

Определение сформированности культуры поведения и отношений детей старшей группы
I этап опытно –практической работы. Цель: Определить уровень сформированности культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшей группы. 1. Сделать анализ условий воспитания культуры поведения детей старшего дошкольно ...

Важность понимать, что на самом деле нужно
Закон Притяжения работает на любое ваше желание, он даст вам всё, чего вы пожелаете! Но одно останется вопросом, будете ли вы счастливы? Имея миллионы, красивую машину, дом, возможность отдыхать в любой точке мира – всё это вам не даёт гарантии, что вы будете счастливы! Есть множество духовных потребностей, без которых человек не может ...