Заключение

Внушение. Гипноз » Заключение

Закончив эту работу, я прекрасно понимаю, что далеко не полно раскрыл данную тему. Возможно мне не удалось дать исчерпывающую трактовку всех изучаемых аспектов, я был вынужден оставить в стороне ряд вопросов, в частности, значительные экспериментальные работы, посвященные физиологии и психологии, гипнотическим феноменам. Тем не менее я надеюсь, что мне удалось достаточно убедительно рассказать, вопреки многим, кто думает иначе, что гипноз не является законченной проблемой. Это не значит, будто я попытался связать одно из направлений психиатрии с теми методологическими источниками, с которыми она якобы должна была радикально порвать уже в начале века. Я лишь старался показать в исторической перспективе славные вехи гипноза, источника современной психотерапии. В настоящее время мы не располагаем полной и исчерпывающей теоретической базой гипноза.

Нейрофизиологические исследования до сих пор не дали полного объяснения его механизма. Другие различные исследования, хотя они и открыли новый, богатый перспективами путь, также не дали окончательного ответа. Тем не менее, я считаю, стоит рассматривать гипноз как факт, заслуживающий серьезных научных исследований и признать его большую ценность. Интересно, что именно школа материалистического мышления признала феномен, который долгое время страдал от предубеждения и предрассудка, приписывающего ему чисто мистический характер.

Теории экспериментальной психологии так же не дали нам ответов к пониманию гипноза. Говоря о психоаналитических объяснениях гипноза, то они претерпели ту же эволюцию, что и психоаналитическая теория в целом. Сперва выделялось значение сексуальных отношений, характерных для периода эдипова комплекса, позже принимались во внимание предгенитальная стадия развития либидо и психология «я», наконец, акцент был поставлен на роли агрессивных тенденций в динамике гипнотических отношений. Все эти объяснения открыли новые перспективы, однако не вскрыли специфическую природу гипнотического состояния.

Можно сказать, что указанные факторы действуют во всех психотерапевтических отношениях и если психоанализ не объясняет окончательно природу гипноза, то, освещая психодинамику функции отношения, хотя бы позволяет лучше понять этот главный аспект гипноза, а следовательно, лучше понять и разумнее использовать его терапевтическое действие. И если теории, относящиеся к экспериментальной психологии, обнаруживают суперструктуры, то психоаналитические теории освещают интраструктуры. Остается найти специфический элемент гипноза. Возможно, что психологические элементы феноменологии гипноза не представляют собой ничего специфического, что могло бы отличить их от феноменов других психологических состояний, будь они нормальными или патологическими.

Собственно гипнозу присущ психофизиологический контекст, в котором протекают психологические процессы. Именно этот особый психофизиологический контекст и придает гипнозу его специфический характер. Видимо, для освещения гипноза мы должны прибегнуть к многоотраслевым исследованиям. Подобные исследования принесут существенную пользу, если считать, что гипноз — подход к пониманию психических заболеваний. Стоит напомнить, что в настоящее время психические заболевания и рак представляют две основные проблемы, стоящие перед исследователями.

Следовательно выходит, что необходимо очень точно определить область изучения и пересмотреть имеющиеся концепции. Гипноз создает специфическое поле взаимодействия физических и психических феноменов, освещая тем самым широкие перспективы для психосоматических исследований. Он также может благодаря своей способности экспериментально изменять состояние сознания сыграть значительную роль в психопатологических исследованиях.

Гипноз, оказавшийся таким плодотворным в прошлом, заслуживает внимания современных исследователей и в наши дни.


Основные направления в изучении гендерных стереотипов
Основные направления в изучении гендерных стереотипов. Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стереотипов. Позднее эти исследования углубились в поиск механизмов функционирования иобъяснительных схе ...

Определение понятия девиантного поведения и его особенностей. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяюще ...

Личность учащегося. План изложения. Сегмент 1. Образовательные системы и развитие личности. Социализация личности . Сегмент 2. Самоактуализация и самотрансценденция личности.Социализация агрессии.
Предметом педагогической психологии являются факты, ме­ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта че­ловеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ре­бенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и уп­равляемой педагогом в разных условиях образова ...