Заключение

Внушение. Гипноз » Заключение

Закончив эту работу, я прекрасно понимаю, что далеко не полно раскрыл данную тему. Возможно мне не удалось дать исчерпывающую трактовку всех изучаемых аспектов, я был вынужден оставить в стороне ряд вопросов, в частности, значительные экспериментальные работы, посвященные физиологии и психологии, гипнотическим феноменам. Тем не менее я надеюсь, что мне удалось достаточно убедительно рассказать, вопреки многим, кто думает иначе, что гипноз не является законченной проблемой. Это не значит, будто я попытался связать одно из направлений психиатрии с теми методологическими источниками, с которыми она якобы должна была радикально порвать уже в начале века. Я лишь старался показать в исторической перспективе славные вехи гипноза, источника современной психотерапии. В настоящее время мы не располагаем полной и исчерпывающей теоретической базой гипноза.

Нейрофизиологические исследования до сих пор не дали полного объяснения его механизма. Другие различные исследования, хотя они и открыли новый, богатый перспективами путь, также не дали окончательного ответа. Тем не менее, я считаю, стоит рассматривать гипноз как факт, заслуживающий серьезных научных исследований и признать его большую ценность. Интересно, что именно школа материалистического мышления признала феномен, который долгое время страдал от предубеждения и предрассудка, приписывающего ему чисто мистический характер.

Теории экспериментальной психологии так же не дали нам ответов к пониманию гипноза. Говоря о психоаналитических объяснениях гипноза, то они претерпели ту же эволюцию, что и психоаналитическая теория в целом. Сперва выделялось значение сексуальных отношений, характерных для периода эдипова комплекса, позже принимались во внимание предгенитальная стадия развития либидо и психология «я», наконец, акцент был поставлен на роли агрессивных тенденций в динамике гипнотических отношений. Все эти объяснения открыли новые перспективы, однако не вскрыли специфическую природу гипнотического состояния.

Можно сказать, что указанные факторы действуют во всех психотерапевтических отношениях и если психоанализ не объясняет окончательно природу гипноза, то, освещая психодинамику функции отношения, хотя бы позволяет лучше понять этот главный аспект гипноза, а следовательно, лучше понять и разумнее использовать его терапевтическое действие. И если теории, относящиеся к экспериментальной психологии, обнаруживают суперструктуры, то психоаналитические теории освещают интраструктуры. Остается найти специфический элемент гипноза. Возможно, что психологические элементы феноменологии гипноза не представляют собой ничего специфического, что могло бы отличить их от феноменов других психологических состояний, будь они нормальными или патологическими.

Собственно гипнозу присущ психофизиологический контекст, в котором протекают психологические процессы. Именно этот особый психофизиологический контекст и придает гипнозу его специфический характер. Видимо, для освещения гипноза мы должны прибегнуть к многоотраслевым исследованиям. Подобные исследования принесут существенную пользу, если считать, что гипноз — подход к пониманию психических заболеваний. Стоит напомнить, что в настоящее время психические заболевания и рак представляют две основные проблемы, стоящие перед исследователями.

Следовательно выходит, что необходимо очень точно определить область изучения и пересмотреть имеющиеся концепции. Гипноз создает специфическое поле взаимодействия физических и психических феноменов, освещая тем самым широкие перспективы для психосоматических исследований. Он также может благодаря своей способности экспериментально изменять состояние сознания сыграть значительную роль в психопатологических исследованиях.

Гипноз, оказавшийся таким плодотворным в прошлом, заслуживает внимания современных исследователей и в наши дни.


«Архивный метод».
Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин для обозначения этого метода – «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод. К раз ...

Готовность детей к обучению в школе. Структура школьной готовности
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи,— ...

Введение.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается ...