Деятельность психологической службы с персоналом УИС
Страница 1

Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества[1], а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.

В массовом сознании бытует расхожее мнение о том, что в УИС работают люди садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Этот стереотип чаще всего формируется на основе целенаправленного искажения событий в СМИ, влияния ряда детективных произведений, фильмов, взявших на себя роль трансформатора массового пенитенциарного опыта, отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности.

И хотя специально проведенное исследование(Б.Г. Бовин, 1993) установило, что в целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов, общественный резонанс привел к необходимости изучение причин нарушений законности в местах лишения свободы пенитенциарными психологами и педагогами (М.Г. Дебольский, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев и др.).

Было, в частности, выявлено, что причинами противоправных действий сотрудников ИУ служат:

· Несоответствие личностных качеств требованием профессиональной деятельности;

· Слабый профессионализм;

· Эмоциональное несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.);

· Влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве;

· Слабая материальная обеспеченность сотрудников;

· Профессиональная деформация персонала.

Последний феномен заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющее на ее осуществление, результат взаимовлияния специфики служебной деятельности и личностных характеристик.

Деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ оказывают, прежде всего, следующие факторы:

· Закрытость исправительных учреждений;

· Идентификация сотрудниками себя с властью, а осужденных – с «невольниками»;

· Тесный контакт с криминогенной средой, особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях;

· Высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных и высоким уровнем эмоциональности в общении.

Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации. Исследования, проведенные учеными ВНИИ МВД России, подтверждают, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений, имеющих стаж службы более 10 лет, гораздо больше акцентуантов, которым свойственны агрессивность, чем среди молодых сотрудников. Наглядный механизм формирования профессиональной деформации описан в работе «Эксперимент с моделированной тюрьмой», где авторами сделан вывод, что именно социальная роль («надзиратель») меняет психологию и поведение человека. Таким образом, профессиональная деформация-это не просто «пережиток тоталитарной системы» или проявление российского менталитета, а общечеловеческий социально-психологический феномен.

Подтверждением сказанного служит широко известный эксперимент американского психолога С. Милграма (1965год).

Оценивая итоги эксперимента С. Милграм пришел к следующему выводу:

«Если бы в США была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величин»

В целом эксперимент показал, что даже в полнее благопристойные люди, когда им доверяют общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая персональную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними социальной задачи.

Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях данного механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что

Надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный.

Однако какими бы сложными ни были ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние условия, он всегда должен сам принимать решения и нести за них ответственность.

В качестве мер профилактики профессиональной деформации личности могут выступать:

1. профессиональный отбор и профессиональная ориентация сотрудников ИУ;

2. создание компенсирующих условий для расширения социальных связей;

3. создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

Страницы: 1 2


Типы неполных семей
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория – так называемые функциональные неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказываетс ...

Методика воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хоро ...

Динамика конфликта
Чтобы понять динамику конфликта нужно рассмотреть, во-первых, его энергетику, и, во-вторых, процесс его развития. ...