Деятельность психологической службы с персоналом УИС
Страница 1

Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества[1], а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.

В массовом сознании бытует расхожее мнение о том, что в УИС работают люди садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Этот стереотип чаще всего формируется на основе целенаправленного искажения событий в СМИ, влияния ряда детективных произведений, фильмов, взявших на себя роль трансформатора массового пенитенциарного опыта, отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности.

И хотя специально проведенное исследование(Б.Г. Бовин, 1993) установило, что в целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов, общественный резонанс привел к необходимости изучение причин нарушений законности в местах лишения свободы пенитенциарными психологами и педагогами (М.Г. Дебольский, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев и др.).

Было, в частности, выявлено, что причинами противоправных действий сотрудников ИУ служат:

· Несоответствие личностных качеств требованием профессиональной деятельности;

· Слабый профессионализм;

· Эмоциональное несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.);

· Влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве;

· Слабая материальная обеспеченность сотрудников;

· Профессиональная деформация персонала.

Последний феномен заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющее на ее осуществление, результат взаимовлияния специфики служебной деятельности и личностных характеристик.

Деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ оказывают, прежде всего, следующие факторы:

· Закрытость исправительных учреждений;

· Идентификация сотрудниками себя с властью, а осужденных – с «невольниками»;

· Тесный контакт с криминогенной средой, особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях;

· Высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных и высоким уровнем эмоциональности в общении.

Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации. Исследования, проведенные учеными ВНИИ МВД России, подтверждают, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений, имеющих стаж службы более 10 лет, гораздо больше акцентуантов, которым свойственны агрессивность, чем среди молодых сотрудников. Наглядный механизм формирования профессиональной деформации описан в работе «Эксперимент с моделированной тюрьмой», где авторами сделан вывод, что именно социальная роль («надзиратель») меняет психологию и поведение человека. Таким образом, профессиональная деформация-это не просто «пережиток тоталитарной системы» или проявление российского менталитета, а общечеловеческий социально-психологический феномен.

Подтверждением сказанного служит широко известный эксперимент американского психолога С. Милграма (1965год).

Оценивая итоги эксперимента С. Милграм пришел к следующему выводу:

«Если бы в США была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величин»

В целом эксперимент показал, что даже в полнее благопристойные люди, когда им доверяют общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая персональную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними социальной задачи.

Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях данного механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что

Надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный.

Однако какими бы сложными ни были ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние условия, он всегда должен сам принимать решения и нести за них ответственность.

В качестве мер профилактики профессиональной деформации личности могут выступать:

1. профессиональный отбор и профессиональная ориентация сотрудников ИУ;

2. создание компенсирующих условий для расширения социальных связей;

3. создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

Страницы: 1 2


Мышление как процесс решения мыслительных задач. Процессы мышления и его виды. Развитие мышления
Мышление — это психологический процесс с открытием (возможно — субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и ...

Функции конфликтов
Позитивные Негативные разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе сплочение коллектива ор ...

Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитание детей
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеются в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его ...