Психологические предпосылки преступного поведения
Страница 2

Другая психология » Психологическая сущность преступного поведения » Психологические предпосылки преступного поведения

Итак, как видно из вышесказанного, отчуждение может рассматриваться в качестве причины преступного поведения. Хотя оно не обязательно ведет к совершению преступлений, но формирует общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установку, предопределяющие уголовно наказуе­мые формы реагирования на конкретные конфликты.

Еще одной психологической предпосылкой преступного поведения является тревожность

. Она, наряду с отчужденностью личности обладает не меньшей, а, пожалуй, еще большей криминогенностью, которая представляет собой беспредметный страх, страх вообще. Чаще все­го в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые лично­стью источники угрозы, связанные с депривацией потребности в безопасности. Как личностное свойство она проявляется в постоян­ном ощущении неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего ха­рактера. Такое постоянное состояние может приводить к дезор­ганизации поведения, изменению его направленности. В ряде случаев тревожность способна активно стимулировать преступное по­ведение в том случае, когда человек начинает ощущать необходи­мость защиты от людей или явлений, которые он субъективно вос­принимает как угрожающие или деструктивные.

Крайней формой выражения тревожности является страх смер­ти, который, как и тревожность, развивается в случае неприятия ребенка родителями. Отверженность как крайняя форма неприятия ведет к отсутствию чувства безопасности, к развитию невротиче­ской личности, для которой характерен страх смерти.

Выделяют следующие фазы в развитии психологической отчу­жденности

:

1) возникновение реакции тревоги;

2) накоп­ление негативных бессознательных переживаний, которые могут носить и скрытый характер;

3) состояние, истощения, проявляю­щееся в насильственных действиях в отношении социальной сре­ды, субъективно воспринимаемой как враждебной.

Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое воспри­ятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуж­дые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побужде­ния на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой.

Таким образом, наличие тревожности, бессознательное ощу­щение призрачности и хрупкости своего бытия, страх смерти каче­ственно отличают преступника от непреступника и выступают ос­новными психологическими причинами некоторых форм преступ­ного поведения. Иными словами, человек совершает преступле­ние, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его био­логическое и социальное бытие.

Страницы: 1 2 


Психологические аспекты стресса.
Возникновение стресса в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий м ...

Теоретические основы готовности первоклассников к школьному обучению. Проблема готовности к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. В современной литературе пока не существует единого и четкого определения понятий "готовности" и "школьной зрелости". Так, А. Анастази (2) трактует понятие школьной зрел ...

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифр ...