Демократический тип

Истинных демократов среди руководителей, на наш взгляд, сравнительно мало. Этот тип управления сочетается с позитивными, в целом доброжелательными эмоциональными установками руководителя. В то же время среди руководителей довольно хорошо представлена категория "играющих в демократы". Среди этой категории руководителей существуют опять же два вида: те, кто осознает свою ролевую игру, и те, кто делает это интуитивно - бессознательно.

Дело, на наш взгляд, в том, что в последнее время социально-экономический уклад России претерпел изменение: произошел переход от авторитарной системы к демократической. Макроизменения спроецировали изменения на микроуровнях - в коллективах концернов, заводов, предприятий и так далее. Демократичный стиль управления считается более прогрессивным. Анализируя поведение руководителей-"демократов", мы столкнулись с феноменом "присоединения" к этому звену и явных авторитарных руководителей.

Просчитав, что внешние признаки демократии социально более приемлемы, они и выдают публично именно эти "видимые признаки", глубинно оставаясь авторитарными руководителями. Голосование на общем собрании у такого руководителя - лишь фикция, дань социальной норме.

Вероятно, демократический подход становится внутренне возможным, поскольку демократичность руководителя проявляется в первую очередь по отношению к самому себе, в уважении к личной точке зрения. Только научившись уважать себя, он смог научиться уважать других и прислушиваться к их точке зрения. Как правило, будучи ребенком, "демократ" не был подавлен жестким воспитанием и любовью, основанной на достижениях. Немотивированная любовь, способная дать веру в себя, помогла раскрыть ему свою индивидуальность.

В руководстве демократ также актуализирует индивидуальность сотрудников. Приверженцы демократического стиля - интуитивные управляющие: они умеют выстраивать иерархию отношений подчиненных, имеют огромное влияние на подчиненных, только достигают влияния более тонкими, деликатными способами, нежели авторитарный руководитель.

Исследователями типологий руководителя замечено, что приверженцы демократического стиля поведения любят сами учиться и являются сторонниками непрерывного роста своих сотрудников. Модель "продвижения по службе" используется ими так же, как позитивное поощрение для подчиненных.


Эмпирическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ. Планирование исследования
Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мы предполагаем, что: в ходе профессионального становления, во время обучения в ПТУ, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысления основных терминальных ценностей и это является показателем психологической готовности к профессиональной д ...

Общение, его формы и функции. Общение как условие развития
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: 1. коммуникативную (передачу информации); 2. интерактивную (взаимодействие); 3. перцептивную (взаимовосприятие). Можно выделить виду восемь функций (целей) об ...

Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты
Термин «защита» впервые появился в работах З. Фрейда [74] для обозначения всех приемов, которые Я использует в конфликте, и которые могут привести к неврозу. По первоначальным представлениям, психологические защиты являются врожденными и выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Цель защиты, по слова ...