Практика трансактного анализа. Экспериментальное исследование. Индивидуальная терапия трансактного анализа
Страница 1

Другая психология » Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом » Практика трансактного анализа. Экспериментальное исследование. Индивидуальная терапия трансактного анализа

Рассмотрим конкретный пример индивидуальной терапии в психологическом центре "Личность".

Опишем Рамиля З., 22 года. Жалобы на затруднения с речью, страх общения с другими людьми, спазмы в гортани, нехватка воздуха. Проблемы начались с раннего возраста. Мать -вспыльчивая, властная, раздражительная, своим поведением стремится обратить на себя внимание окружающих, наблюдаются частые аффектные срывы. Отец по характеру очень мягкий, безвольный, в вопросах воспитания детей целиком полагался на жену. Старшая сестра Рамиля часто подавляла его, насмехалась над его застенчивостью, с разрешения матери жестоко наказывала его за малейшие провинности. Рамиль чувствовал, что является нежеланным ребенком, и еще больше замыкался. Впервые почувствовал спазмы в горле и нехватку воздуха, когда после очередного скандала мать заявила: "Ты проклятье на нашем роду". Сестра часто обрывала его, когда он пытался возражать, такими словами, как : "Ты дурак", "Что умного ты можешь сказать".

В играх со сверстниками стремился к лидерству или полулидерству, но, приходя домой, опять ощущал подавляющую власть сестры и замыкался в себе. Уже учась в школе, когда отвечал урок, почувствовал страх сказать что-то не так, появились спазмы, стал заикаться.

С тех пор эти явления повторялись всякий раз, когда Рамиль З. пытался вступить в диалог или выступить на публике.

После беседы с клиентом, а сюда входит: первичное интервью, присоединение, сбор информации (общепринятые закономерности описаны в книге Р. Качюнаса "Основы психологического консультирования"), мы определяем модель мира клиента, его фиксированную установку, жизненный сценарий, куда входят: анализ детства, сказки, фантазии клиента, детские впечатления, отношения с матерью и другими парентальными фигурами, ранние решения, запреты, разрешения.

Вместе с Рамилем мы анализируем его ранние детские впечатления, сопоставляем их с его сегодняшними переживаниями и поведением, в результате чего у клиента происходит ряд катарсисов с осознанием и пониманием корней своих проблем.

Важно также отметить , что во время сеансов индивидуальной психотерапии применяется недирективная эриксоновская терапия. Идет работа с метафорами изменения, при этом учитываются интересы клиента, его профессия, хобби, навыки. Применяя метафоры, терапевт использует речевые обороты клиента, его слова. С самого начала психотерапевт стремится заключить с клиентом контракт Взрослого типа, учитывая объективные потребности клиента.

Терапевт: Что Вы хотите для себя?

Р.З.: Хочу избавиться от страхов, любить жизнь, свободно выражать свои мысли, потребности, желания и уметь их реализовывать.

Терапевт: Что надо для этого сделать?

Р.З.: Разрешить себе это делать.

Терапевт: Что Вы хотите от себя?

Р.З.: Принять мир таким как он есть, быть равноправным членом общества.

Терапевт: Что Вы ожидаете от терапевта?

Р.З.: Сотрудничества, компетентных рекомендаций.

Это, по существу, контракт между Взрослым и Взрослым. И психотерапевт, и клиент знают, ради чего они работают и ясно представляют себе, каким образом должен измениться клиент.

Следующим этапом работы будет анализ жизненного сценария Рамиля З.

В.В. Макаров внес в трансактный анализ свою модель формирования жизненного сценария, который метафорически представлен в виде дерева (см. приложение 4).

После построения "дерева Макарова", полезным способом концептуализации состояний эго является составление диаграмм.

Психотерапевт просит клиента составить эгограмму, идея которой заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждой функциональной части.

ЭГОГРАММА РАМИЛЯ З.

КР

ВР

В

АД

СД

Страницы: 1 2 3


Мышление как процесс решения мыслительных задач. Процессы мышления и его виды. Развитие мышления
Мышление — это психологический процесс с открытием (возможно — субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и ...

Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)
Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм «общего адаптационного синдрома», которые можно рассматривать как субсиндромы стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могу ...

Опытно-экспериментальноепсихологическое исследование. Характеристика базы исследования и выборочной совокупности
Государственное учреждение здравоохранения детский санаторий для больных и инфицированных туберкулёзом "Василёк" является специализированным лечебно - профилактическим учреждением для детей, относящихся к группе риска по заболеванию туберкулёзом, предназначен для проведения курсов специфического химиопрофилактического лечения, ...