ЗаключениеСтраница 4
рис. 6. Двойная скрытая трансакция: социальный уровень В®В, В®В;
психологический уровень Р®Д, Д®Р
|
рис. 7. Угловая скрытая трансакция
Третье правило коммуникации
Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
С. Карпман считал, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так, как мы хотим. В особенности мы можем избирать новые способы общения с тем, чтобы сломать обычные неприятные, "замкнутые" взаимодействия с другими людьми. Для этого необходимо заставить другого человека выйти из его эго-состояния, или изменить свое собственное эго-состояние, или то и другое. Он выделяет четыре условия, которые необходимы для осуществления этой стратегии:
* одно или оба эго-состояния должны реально измениться;
* трансакция должна быть непересекающейся;
* необходимо изменить предмет разговора;
* предыдущий разговор (тема) должен быть забыт.
Приложение 3
Драматический треугольник
Стивен Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа игр - драматический треугольник
(рис. 1)
|
(Спаситель) |
(Жертва)
рис. 1
Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы.
Преследователь
- человек, который унижает и принижает других людей, считающими их стоящими ниже себя и не "О,кей."
Спаситель
также считает других ниже себя и не "О,кей", однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: "Я должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь!"
Жертва
сама ощущает свое приниженное положение и свой не "О,кей". Иногда Жертва ищет Преследователя с тем, чтобы он унизил ее и поставил ее на место. В других случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и подтвердит убеждение Жертвы в том, что "Я не смогу сам справиться со своими проблемами."
В виртуозно разыгрываемой игре возможно перемещение между вершинами треугольника. В таком случае Жертва может стать Преследователем, а Спасатель Жертвой и т.д.
Чтобы пресечь подобные развития событий, необходимо его осмыслить и предпринять сознательные усилия для выхода из порочного круга. Приложение 5
Контаминация
До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличать содержание одного эго-состояния от другого.
Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или, когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Э. Берн назвал эти две проблемы контаминацией
Общение, его формы и
функции. Общение как условие развития
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
1. коммуникативную (передачу информации);
2. интерактивную (взаимодействие);
3. перцептивную (взаимовосприятие).
Можно выделить виду восемь функций (целей) об ...
Личность ребенка в неполной семье. Особенности
формирования личности ребенка в неполной семье
Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотрав ...
Личностная готовность
Личностная готовность детей к школе (М.И.Лисина, Л.И.Божович, Р.С.Буре, Р.Б.Стеркина и др.) охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:
· Отношения с окружающими взрослыми; важнейшим компонентом в них является произвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условност ...