Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей
Страница 3

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей

Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. Несомненно, самостоятельность следует поощрять, более того - к ней надо готовить. Это значит, что следует развивать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых самостоятельных шагов: навыки движения (в раннем детстве), навыки речи (в дошкольном возрасте) и т.д.

Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в раннем возрасте еще недостаточно развита самооценка ребенка, и её в основном заменяют оценки родителей и других взрослых. Самооценка начинается с самокритичности, т.е. с сомнения в правильности своих действий.

Но постоянное сомнение (рефлексия) подавляет самостоятельность, но, будучи необходимым компонентом адекватной самооценки, наоборот, дает инициативе опору, позволяет управлять своими поступками и корректировать. Самостоятельность также предполагает готовность к преодолению трудностей. Самостоятельность в ребенке формирует чувство ответственности, поэтому на его развитие следует обратить особое внимание уже с малых лет. В труде ребенок находит возможности и самоутверждения. Для этого ему совершенно необходимы самостоятельные задания. Потребность в самоутверждении тесно связана с уровнем притязаний. Его уверенность в своих силах - серьезный стимул для развития внутренних сил, умений и самой деятельности. Однако, стремление детей к самостоятельности не всегда соответствует их реальным возможностям.

В процессе жизнедеятельности личность ребенка подвергается постоянному управлению со стороны взрослых, внешней среды, ближайшего микросоциума. Постепенно у него закладывается самоорганизующее начало, что, на наш взгляд, выражается в самостоятельности, активности, гармонизации взаимоотношений между членами коллектива, самой семьи.

Самоорганизация предполагает самоутверждение, поисковую активность личности, осознание ею своего поведения, осмысленное принятие норм, ценностей и традиций социума, в том числе этнопедагогической мудрости народа. Таким образом, каковы бы ни были отношения между членами семьи, происходящие в личности изменения результат этих отношений и её саморазвития.

Из вышеуказанного можно сделать следующее заключения. Ориентация родителей в семье на поддержку самостоятельности, автономности своих детей наиболее последовательно связана с наличием адекватной самооценки, высшим уровнем саморегуляции поведения и отсутствием симптомов дезадаптации в других социальных институтах. И, что самое важное, в семье, такая ориентация родителей гармонизирует взаимоотношение детей.

Страницы: 1 2 3 


Компартментализация (раздельное мышление).
Это еще одна интеллектуальная защита, возможно, ближе стоящая к диссациативным процессам, чем к рационализации и морализации, хотя рационализация нередко служит поддержкой данной защиты. Функция раздельного мышления состоит в том, что разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тр ...

Особенности межкультурного взаимодействия
Культурой (по Льюису) называют коллективное программирование мышления группы людей, которое оказывает влияние на поведение человека и той общности, к которой он принадлежит. Культура – продукт миллионов разумов, отфильтрованный сотнями поколений и представленный в виде устойчивых ценностей, верований и моделей общения. Зная особенности ...

Классификация методов психологического исследования.
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. С.Л. Рубенштейн в «Основах общей психологии» наблюдение и эксперимент выделил в качестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательны ...