Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей
Страница 3

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей

Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. Несомненно, самостоятельность следует поощрять, более того - к ней надо готовить. Это значит, что следует развивать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых самостоятельных шагов: навыки движения (в раннем детстве), навыки речи (в дошкольном возрасте) и т.д.

Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в раннем возрасте еще недостаточно развита самооценка ребенка, и её в основном заменяют оценки родителей и других взрослых. Самооценка начинается с самокритичности, т.е. с сомнения в правильности своих действий.

Но постоянное сомнение (рефлексия) подавляет самостоятельность, но, будучи необходимым компонентом адекватной самооценки, наоборот, дает инициативе опору, позволяет управлять своими поступками и корректировать. Самостоятельность также предполагает готовность к преодолению трудностей. Самостоятельность в ребенке формирует чувство ответственности, поэтому на его развитие следует обратить особое внимание уже с малых лет. В труде ребенок находит возможности и самоутверждения. Для этого ему совершенно необходимы самостоятельные задания. Потребность в самоутверждении тесно связана с уровнем притязаний. Его уверенность в своих силах - серьезный стимул для развития внутренних сил, умений и самой деятельности. Однако, стремление детей к самостоятельности не всегда соответствует их реальным возможностям.

В процессе жизнедеятельности личность ребенка подвергается постоянному управлению со стороны взрослых, внешней среды, ближайшего микросоциума. Постепенно у него закладывается самоорганизующее начало, что, на наш взгляд, выражается в самостоятельности, активности, гармонизации взаимоотношений между членами коллектива, самой семьи.

Самоорганизация предполагает самоутверждение, поисковую активность личности, осознание ею своего поведения, осмысленное принятие норм, ценностей и традиций социума, в том числе этнопедагогической мудрости народа. Таким образом, каковы бы ни были отношения между членами семьи, происходящие в личности изменения результат этих отношений и её саморазвития.

Из вышеуказанного можно сделать следующее заключения. Ориентация родителей в семье на поддержку самостоятельности, автономности своих детей наиболее последовательно связана с наличием адекватной самооценки, высшим уровнем саморегуляции поведения и отсутствием симптомов дезадаптации в других социальных институтах. И, что самое важное, в семье, такая ориентация родителей гармонизирует взаимоотношение детей.

Страницы: 1 2 3 


Знание необходимых основ психогенетики. Введение в популяционную генетику
Эволюция, идущая на уровне ниже вида (подвиды, популяции) и завершающаяся видообразованием, называется микроэволюцией (эволюция популяций под действием естественного отбора). Микроэволюционные явления и процессы нередко совершаются в относительно небольшие сроки и поэтому доступны для непосредственного наблюдения. Эволюция на уровне си ...

Положительное воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный ...

Варианты возникновения конфликтов в организациях.
Существуют четыре основных типа конфликта: межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт и внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, ка ...