Причины суицидального поведения

Э. Дюркгейм, автор первого фундаментального социологического труда, посвященного самоубийствам, различал их по причинам[11]:

- эгоистические (как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом);

- аномические (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии);

- альтруистические — как следствие чрезмерного социального контроля.

Таблица 1.1

Основной характер

Второстепенные вариации

Элементарные

типы

Эгоистическое самоубийство

Бесстрастие

Вялая меланхолия, услаждающая собою рассудочное равнодушие скептика

Альтруистическое

самоубийство

Страстная или волевая энергия

Со спокойным чувством долга

С мистическим энтузиазмом

Со спокойной храбростью

Аномическое

самоубийство

Раздражение, отвращение

Горячий протест против жизни вообще

Горячий протест против определенного лица

Смешанные типы

Эгоистично-аномическое

самоубийство

Смесь возбуждения и бесстрастия, действия и мечтательности

Аномично-альтруистическое

Возбужденное отчаяние

Эгоистично-альтруистическое

Меланхолия, умеряемая известной моральной твердостью

Последователь Э. Дюркгейма «М. Хальбвакс частично отходит от классификации учителя, предлагая различать самоубийство искупительное (самообвинение), проклинающее (протестное) и дезиллюзионное (результат разочарования, неудовлетворенности своим статусом и др.). М. Хальбвакс отрицает альтруистическое самоубийство, считая его самостоятельным феноменом самопожертвования»[12].

Э. Шнейдманн[13] выделяет три типа самоубийства: эготическое, дуалистическое и «выламывающееся». Эготическое - плод внутреннего психологического диалога с самим собой, самопорицающей депрессии. Это суицид психологической природы. Дуалистическое - результат коллизий с внешним миром, следствие фрустрации, ненависти, страха, стыда, гнева, чувства вины, импотенции и т. п. Это суицид, социальный по своей природе. «Выламывающийся» суицид - это последствие «выпадения» из поколения, непричастности к своему времени, поколению, «выламыванию» из поколенческих, родственных, семейных связей, сетей.

Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни[14].

Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни. Предпочтительные способы самоубийств могут сильно отличаться, в зависимости от региона.

- Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц.

- Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули.

- Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.

- Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой – фактически суициды. Такое явление получило даже специальное название – автоцид.

Интересный философско-психологический взгляд на причины суицида высказан О. Дарком: «Самоубийство - замена творческого акта. Обыватель прав, когда считает, что художник покончил с собой потому, что исчерпался. Самоубийство - его последнее произведение, которое всегда в запасе. Художник распоряжается жизнью и смертью - героев, своей собственной - в тексте. «Рядовой» самоубийца, казалось бы, может только раз сымитировать авторскую распорядительную роль»[15]. Очевидно, что автор описывает недостаток жизненного авторства, невозможности сконструировать и осуществить свой индивидуальный жизненный путь.


Готовность детей к обучению в школе. Структура школьной готовности
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи,— ...

Система оценивания результатов учебной деятельности. Психологическая характеристика без отметочного обучения
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний — текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, юридические докумен ...

Кризис трех лет. Общая характеристика кризиса
Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Кризис трех лет в концепции Л.С Выготского проработан наиболее подробно. Но сначала надо вспомнить его точку зрения на кризис в ...