Введение

В настоящий момент, на рынке российского дизайна интерьера услуги психолога в качестве консультанта достаточно редки, если не сказать единичны. Годы советской власти настолько научили нас ценить "жилую площадь", что такие аспекты как интерьерная эстетика жилья его потребителем, во внимание практически не принимаются. При этом одной из функций интерьера является эстетическая, способная влиять на психическое состояние человека. Но про это функцию, как правило забывают, рассматривая жилое пространство и его интерьер с позиции практичности и экономичности. В настоящее время внимание восприятию интерьера уделяется недостаточное внимание, хотя и существуют немногочисленные исследования.

Тема изучения восприятия интерьера актуальна, так как в настоящее время наблюдается строительный бум. При этом чертами этого бума являются массовость и типичность интерьера, а также значительная нагрузка жилого помещения (желание в одном помещении использовать как можно больше пространства), что оказывает негативное влияние на психику человека.

В первую очередь интерьер должен приносить пользу (не обязательно только экономическую, но и духовную или культурную пользу), пробуждать определенные чувства и по возможности доставлять радость.

Интерьер - (от франц. intérieur - внутренний), 1) в архитектуре - внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т.п.). Функциональное назначение интерьера как среды, отвечающей тем или иным процессам человеческой жизнедеятельности, определяет архитектурное решение интерьера (его абсолютные размеры, форму, пропорции, освещённость, ритм размещения опор, оконных и дверных проёмов, выступов, ниш, членений стен, их масштабные соотношения) и характер его убранства (меблировку, оборудование).

В настоящее время интерьер достаточно редко выступает объектом психологических исследований. Так были обнаружены лишь несколько эмпирических работ по исследованию восприятия интерьера. Так, Степанов Н.Н. изучал восприятие цветовых решений в интерьере, выявил влияние цвета в интерьере на психику человека; Воронец Л.А. изучал восприятие искусственного освещения в интерьере; Квасников И. изучал восприятие расположение предметов мебели в интерьере. Отметим, что данные исследования не являются актуальными и проведены еще в конце прошлого столетия.

Малое число эмпирических исследований обусловлено отсутствием методов, направленных на изучение восприятия интерьера. Поэтому каждый исследователь занимающийся изучением восприятием интерьера модифицирует общепсихологические методы под цели своего исследования, или создает собственные методики. Модифицированы методики вынуждают каждого исследователя задавать собственные критерии оценки, создавать шкалы или категориальные сетки, что, в конце концов, приводит к невозможности сопоставления данных двух разных исследований.

Цель работы: изучить методы изучения восприятия интерьера.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

рассмотреть проблему восприятия интерьера;

рассмотреть составляющие восприятия интерьера;

проанализировать методы и методики изучения восприятия интерьера.

Объект - восприятие как психологический феномен.

Предмет - методы изучения восприятия интерьера.

Новизна работы состоит в попытке анализа и систематизации методик изучения восприятия архитектурной среды и интерьера в частности.

психологический восприятие интерьер ментальный

Теоретическое значение работы состоит в систематизации методик изучения восприятия интерьера. Работа восполнит методологический пробел в вопросах восприятия интерьера.

Практическое значение работы состоит в возможности использования данных в разработке курсов "Экологическая психология", "Психология труда", "Социальная психология", "Психодиагностика" и других. Также работа будет представлять интерес архитекторам и дизайнерам для планирования будущих архитектурных проектов.


Патологические лгуны
Если потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности соединяется, с одной стороны, с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией, а с другой — с более резко, чем у истериков, выраженными моральными дефектами, то возникает картина той психопатии, которую Дюпре называл — мифоманией, и представ ...

Образовательные системы и развитие личности.
К образовательным системам относятся такие социальные институты, как на­чальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая про­фессиональная школа, различные курсы повышения квалификации и переподго­товки кадров и т. д. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоящую из определенны ...

Половозрастная стратификация общества. Школьные достижения
Девочки обычно превосходят в учёбе мальчиков. Среди девочек реже встречаются отстающие, чаще успевающие, и их лучше переводят из класса в класс. В средней школе девочки обычно получают лучшие отметки по сравнению с мальчиками. Данные говорят также о лучшей адаптации девушек к учебной обстановке на уровне ВУЗа. Подобно этому, на всем про ...