Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 2

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Наиболее значимыми конфликтными ситуациями для подростков являются – «сознание вины» (13), «жизненные цели» (11) и «отношение с мамой» (11).

Это может свидетельствовать о возрастном становлении подростков, которое сопровождается переосмыслением прошлых поступков и жизненных приоритетов с новых позиций. На фоне острых переживаний осознания вины, прошлого поведения (у 100%) респондентов, только у 4 подростков обнаруживается внутриличностный конфликт в отношениях с самим собой. В этой связи социально- педагогическая работа должна быть направлена на развитие самосознания подростков, понимание ими себя, своих мотивов и ответственности за свое поведение. Примером такой деятельности могут быть индивидуальные беседы и социально-психологические тренинги (коммуникативной компетентности, личностного роста, навыков конструктивного поведения в конфликте), к проведению которых можно привлечь социально-педагогическую службу школы. А также выстраивание взаимодействия подростков во внеучебной деятельности, делегирование им полномочий в школьном самоуправлении.

Несмотря на то, что у подавляющего числа респондентов конфликтные отношения с матерью, отношения с семьей в целом и с отцом не являются такими острыми. Таким образом, социально-педагогическая работа с этой группой должна быть построена с учетом выявленных особенностей. Приоритетной должна стать профилактическая консультативная работа с матерями подростков.

Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей лидеров была использована анкета Б.А. Федоришина. Ученикам выдавались заранее приготовленные листы ответов, и зачитывалась инструкция честно и быстро ответить на все предложенные вопросы. В результате обработки результатов удалось выявить лидеров с коммуникативными и организаторскими склонностями. Можно сделать вывод, что испытуемых, получивших оценку 5, в классе 6 человек. Они обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Большинство учащихся не склонны к организаторской деятельности. Испытуемые, получившие оценку 1 (4 ученика), характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемым, получившим оценку 2 (3 ученика), коммуникативные и организаторские склонности, присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуя себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивая свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Испытуемые, получившие оценку 4 (4 ученика), относятся к группе с высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Испытуемые, получившие высокую оценку 5 (2 ученика), обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Данные изучения коммуникативных и организаторских способностей по методике Б.А. Федоришина находятся в приложении 2 к курсовой работе.

Для выявления межгрупповых конфликтов внутри классного коллектива мы использовали методику Сишора «Определение индекса групповой сплочённости». Сводные показатели отражены в таблице 2.

Таблица 2. Сводные показатели индекса групповой сплоченности по методике Сишора (N= 13)

Критерий

Уровни групповой сплочённости

Соотношение

Полученных баллов

Высокий

3

18-19

Выше среднего

7

12-15

Средний

2

8-10

Ниже среднего

1

0-6

Страницы: 1 2 3


Тактика ведения переговоров
Для успешного развития бизнеса (фирмы, предприятия и т.д.), необходимо умение вести переговоры со сторонними организациями. Переговоры - это взаимозависимые процессы выработки, обмена и выполнения определенных наборов обещаний, удовлетворяющих основные интересы всех сторон, непосредственно участвующих в переговорах. Процесс переговоров ...

Психология эмоциональных состояний человека. Виды и роль эмоций в жизни человека
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей [17]. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре. Иными словам ...

Психологические и педагогические основы профессиональной ориентации старшеклассников
Подростковый и ранний юношеский возраст можно считать сензитивным для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков. Ни в одном другом возрасте они не развиваются с такой легкостью и быстротой и так надолго не закрепляются в памяти, как в эти школьные годы. В подростковом и юношеском возрасте детьми приобретаютс ...