Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 2

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Наиболее значимыми конфликтными ситуациями для подростков являются – «сознание вины» (13), «жизненные цели» (11) и «отношение с мамой» (11).

Это может свидетельствовать о возрастном становлении подростков, которое сопровождается переосмыслением прошлых поступков и жизненных приоритетов с новых позиций. На фоне острых переживаний осознания вины, прошлого поведения (у 100%) респондентов, только у 4 подростков обнаруживается внутриличностный конфликт в отношениях с самим собой. В этой связи социально- педагогическая работа должна быть направлена на развитие самосознания подростков, понимание ими себя, своих мотивов и ответственности за свое поведение. Примером такой деятельности могут быть индивидуальные беседы и социально-психологические тренинги (коммуникативной компетентности, личностного роста, навыков конструктивного поведения в конфликте), к проведению которых можно привлечь социально-педагогическую службу школы. А также выстраивание взаимодействия подростков во внеучебной деятельности, делегирование им полномочий в школьном самоуправлении.

Несмотря на то, что у подавляющего числа респондентов конфликтные отношения с матерью, отношения с семьей в целом и с отцом не являются такими острыми. Таким образом, социально-педагогическая работа с этой группой должна быть построена с учетом выявленных особенностей. Приоритетной должна стать профилактическая консультативная работа с матерями подростков.

Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей лидеров была использована анкета Б.А. Федоришина. Ученикам выдавались заранее приготовленные листы ответов, и зачитывалась инструкция честно и быстро ответить на все предложенные вопросы. В результате обработки результатов удалось выявить лидеров с коммуникативными и организаторскими склонностями. Можно сделать вывод, что испытуемых, получивших оценку 5, в классе 6 человек. Они обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Большинство учащихся не склонны к организаторской деятельности. Испытуемые, получившие оценку 1 (4 ученика), характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемым, получившим оценку 2 (3 ученика), коммуникативные и организаторские склонности, присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуя себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивая свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Испытуемые, получившие оценку 4 (4 ученика), относятся к группе с высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Испытуемые, получившие высокую оценку 5 (2 ученика), обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Данные изучения коммуникативных и организаторских способностей по методике Б.А. Федоришина находятся в приложении 2 к курсовой работе.

Для выявления межгрупповых конфликтов внутри классного коллектива мы использовали методику Сишора «Определение индекса групповой сплочённости». Сводные показатели отражены в таблице 2.

Таблица 2. Сводные показатели индекса групповой сплоченности по методике Сишора (N= 13)

Критерий

Уровни групповой сплочённости

Соотношение

Полученных баллов

Высокий

3

18-19

Выше среднего

7

12-15

Средний

2

8-10

Ниже среднего

1

0-6

Страницы: 1 2 3


Какую роль играет фантазия в жизни невротика?
Когда больной приводит материал, который ведет от симптомов к ситуациям желания, построенным по образцу детских переживаний, мы сначала, правда, сомневаемся, идет ли речь о действительности или о фантазии. Если мы с самого начала открываем ему, что теперь он собирается показать фантазии, которыми окутал свою историю детства, то мы замеч ...

Симптомы кризиса трехлетнего возраста
При рассмотрении кризис трех лет нельзя исходить только из теоретической схемы. У нас нет другого пути, как пути анализа фактических материалов, с тем, чтобы в процессе анализа осознать основные теории, которые были выдвинуты для объяснения этого материала. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трехлетнего возраста, надо ран ...

Психическая характеристика темперамента
Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами. Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия ...