Психологическая теория принятия управленческих
решений. Психологические аспекты принятия управленческих
решенийСтраница 2
. «При этом сознанием руководителя отражается сам выбор и реализуемая возможность, но никак не субъективные факторы этого выбора»[4].
Каждый руководитель вне зависимости от сферы его деятельности выполняет при решении проблем похожие действия. Чаще всего к ним относят следующие[5]:
- диагностику проблемы;
- формулировку ограничений и критериев для принятия решений;
- выявление альтернатив;
- окончательный выбор.
По мнению А.Г.Ковалева важнейшими этапами принятия управленческого решения являются начальные, так как они связаны со сбором информации
и ее распределением и соотнесением. Руководители высшего звена вообще предпочитают информационный тип власти. Первые гипотезы и модели, являющиеся по сути информационными возникают именно на ранних этапах управления. «Первый, начальный этап – это осознание проблемы .Для того, чтобы осознать проблему необходимо иметь много качественной информации.
Вторая стадия – сбор всей информации. Для того, чтобы выяснить причины трудностей или для того чтобы ставить новые вопросы, необходимо иметь информацию, как внутреннюю, касающуюся объективных факторов, так и внешнюю – опыт родственных предприятий, научные данные по организации труда и управления, технологии, экономике и т.д .
Третий этап решения – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это модель возможного решения, предварительное решение, принимаемое на основе первичной информации».[6]
Для оптимизации процесса принятия решения используются коллективные
формы работы. Предпосылками эффективности в этом случае являются сложившиеся в группе навыки рефлексии
, то есть отражение и осознание того, что происходит в процессе совместной деятельности. Рефлексируются роли партнеров, их отношения, промежуточные результаты в отношении с поставленной задачей, условия самой задачи. За счет рефлексии удается повысить эффективность реализации всех этапов выработки решения, компенсировать проявления неоптимального стиля отдельных участников, сгладить влияние их индивидуально-психологических особенностей.
«Преимущество группового принятия решения заключается:
- в лучшем понимании существа проблем и путей их решения;
- в более быстром и «гладком» воплощении принятых решений в практическую деятельность;
- в эффективном взаимодействии, в установлении атмосферы сотрудничества;
- в росте самосознания, самоутверждении членов коллектива;
- в возможности оптимально совместить цели индивидуума, группы и организации в целом»[7].
«Однако следует помнить, что групповые решения имеют и отрицательные моменты: они открывают достаточно широкое поле для возникновения взаимного непонимания, дезинформации, групповых стереотипов, ложной групповой солидарности и др . Так, что принятие групповых решений в совместной управленческой деятельности совсем не однозначно оптимально».[8]
Вывод
Интеллект – это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преиму ...
Результаты эмпирического исследования. Программа
исследования
Целью данного исследования является исследование межгрупповых отношений в коллективе.
Объект исследования – учащиеся 9 класса.
Задачи эмпирического исследования
:
1. Разработка программы эмпирического исследования.
2. Формирование выборки и подбор методик в соответствии с целями исследования.
3. Сбор материала по программе исследов ...
Готовность детей к
обучению в школе. Структура школьной готовности
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи,— ...