Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных

Другая психология » Психология и педагогика » Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных

Рефлекторная теория формулирует три главные тенденции в развитии психики живых организмов:

1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности);

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения.

Тот или иной характер отражения живым организмом окружающей действительности свидетельствует об уровне развития психики. А. Н. Леонтьев предложил следующую периодизацию эволюции психики живых организмов:

1) стадия сенсорной психики;

2) стадия перцептивной психики;

3) стадия интеллекта (Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики»)

На стадии элементарной чувствительности психика животных способна отражать лишь отдельные свойства внешней действительности. Наличие такого уровня развития психики демонстрируют уже простейшие организмы. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве (в толще воды, на поверхности находящихся в воде предметов или по дну водоемов). У тех же простейших обнаружены элементарные формы индивидуального научения. Научение — это адаптивные изменения индивидуального поведения в результате освоения предшествующего опыта. Оно проявляется в основном в эффектах привыкания.

Второй этап эволюции психики — стадия перцептивной (воспринимающей) психики. Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме целостных образов вещей и их соотношении друг с другом. На этой стадии существует огромное множество разнообразных форм и проявлений психики, сличающихся уровнем сложности. Самое общее, что объединяет поведение животных на этой стадии, — это разрастание усложнение промежуточных, или предвосхищающих, форм поведения на пути к конечным биологическим целям. На уровне перцептивной психики реакция превращается в развернутую многозвенную цепь действий — операций. Операциями называется относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых находится.

Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинктивные действия. Каждый вид животных обладает своеобразным набором инстинктов на основе механизма наследственности. Они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме в качестве морфологического признака. Инстинкты того или иного вида сформировались в результате длительной эволюции.

Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека, — это подчиненность поведения животных исключительно биологическим целям, законам и механизмам.

Человек находится в системе социальных закономерностей, труд и язык сформировали эти закономерности. В основе труда лежат орудийная деятельность и использование различных предметов для достижения каких-либо целей. Решающую же роль в формировании психики человека стало играть использование языка и речи. У стадных животных есть свои средства общения. Однако язык животных не имеет семантической, знаковой функции. Это означает, что элементы языка животных не обозначают внешних предметов самих по себе, их абстрактных свойств и отношений. Они всегда связаны с конкретными биологическими ситуациями. Многие сигналы выражают эмоциональные состояния животных.

Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщался к общественному опыту и становился носителем общественного сознания. В этой включенности индивидуума в общественную жизнь и состоят принципиальные основания общественной природы человеческого сознания.


Коммуникативный подход
Исследователь психологических особенностей влияния А.Ю. Панасюк предложил разделять имидж на положительный и отрицательный. Причем отношение реципиента к объекту может сформироваться как осознанно, так и неосознанно. Оценка имиджа дается крайне субъективно, и при коррекции имиджа необходимо это учитывать. В то же время, отмечает автор: ...

Познавательная деятельность младших школьников
Познавательная деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательная активность становится основой положительного отношени ...

В чем отличие детских страхов?
Инфантильные переживания имеют свое собственное значение. При детских неврозах фактор временного сдвига назад очень снижается или совсем отпадает, когда заболевание возникает как непосредственное следствие травматических переживаний. Неврозы у детей встречаются очень часто, гораздо чаще, чем думают. Их нередко не замечают, оценивают как ...