Есть ли связь между амнезией и защитным механизмом психики?
Страница 1

Другая психология » Введение в психоанализ » Есть ли связь между амнезией и защитным механизмом психики?

В симптомах невроза навязчивого состояния, устойчивых против всех влияний в остальном нормальной душевной жизни, производящих на самого больного впечатление заключается самое ясное указание на какую-то особую, изолированную от остального область душевной жизни. От них ведет неизбежный путь к признанию существования в душе бессознательного, и именно поэтому клиническая психиатрия, признающая только психологию сознания, не может с ними сделать ничего другого, как выдать за признаки особого рода дегенерации. Разумеется, сами навязчивые представления и навязчивые импульсы не бессознательны, и так же мало выполнение навязчивого действия ускользает от сознательного восприятия. Они не были бы симптомами, если бы не проникли в сознание. Но психические предпосылки, раскрытые анализом, являются бессознательными по крайней мере до тех пор, пока мы не сделаем их сознательными для больного путем аналитической работы.

Это положение вещей в обоих случаях подтверждается во всех симптомах всех невротических явлений, что всегда и везде смысл симптомов неизвестен больному, что анализ постоянно показывает, что симптомы - производное бессознательных процессов, которые, однако, при разных благоприятных условиях можно сделать сознательными, и вы поймете, что в психоанализе мы не можем обойтись без бессознательного в психике и привыкли оперировать им как чем-то чувственно осязаемым. Возможность придать смысл невротическим симптомам благодаря аналитическому толкованию является неопровержимым доказательством существования бессознательных душевных процессов.

Смысл симптомов всегда бессознателен; между этой бессознательностью и возможностью существования симптомов существует также отношение заместительства. Каждый раз, сталкиваясь с симптомом, мы можем заключить, что у больного имеются определенные бессознательные процессы, в которых содержится смысл симптома. Но для того чтобы образовался симптом, необходимо также, чтобы смысл был бессознательным. Из сознательных процессов симптомы не образуются; как только соответствующие бессознательные процессы сделаются сознательными, симптом должен исчезнуть.

Образование симптома - это замещение чего-то другого, что не могло проявиться. Определенные душевные процессы нормальным образом должны были бы развиться настолько, чтобы они стали известны сознанию. Этого не случилось, но зато из прерванных, каким-то образом нарушенных процессов, которые должны были остаться бессознательными, возник симптом. Таким образом, получилось что-то вроде подстановки; если возвратиться к исходному положению, то терапевтическое воздействие на невротические симптомы достигнет своей цели.

Судя по предыдущим рассуждениям, невроз является следствием своего рода незнания, неведения о душевных процессах, о которых следовало бы знать. Но опытному в анализе врачу, как правило, очень легко догадаться, какие душевные движения того или иного больного остались бессознательными. Ему нетрудно было бы поэтому вылечить больного, освободив от собственного его незнания сообщением того, что он знает. Но знание врача не то же самое, что знание больного, и оно не может оказать то же действие. Успех здесь заключается не в преодолении симптомов, а в том, что тем самым начинается анализ, первыми вестника ми которого являются проявления сопротивления.

Знание должно быть основано на внутреннем изменении больного, которое может быть вызвано лишь психической работой с определенной целью.

Задачу психоаналитического лечения можно сформулировать как превращение всего патогенного бессознательного в сознательное. Т.е. заполнить все пробелы в воспоминаниях больного, устранить его амнезии. Амнезиям невротика приписывается важная связь с возникновением его симптомов.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Выбор и ранжирование испытуемыми группы руководителей личностных качеств предъявленного списка и указание на выявленный у него стиль управления и принятия решений [18] № исп. Практичный ум общительность Глубокий ум активность инициативность настойчивость самообладание работоспособность набл ...

Теория обучения. Педагогические и психологические закономерности
Теория (концепция) обучения представляет собой систему обобщенных научных взглядов и положений, раскрывающих суть, содержание» методику и организацию учебного процесса. Несмотря на их различия, их главной целью является - овладение обучаемыми системой знаний, формирование у них определенных навыков и умений, для успешного практического ...

Профессиональная мотивация
Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о профессиональной мотивации и ее влиянии на успеваемость учащихся. В настоящее время уже не вызывает сомне­ния отсутствие дилеммы в вопросе, чем обусловлена успеваемость учащихся - природными способностями или развитием учебной мотивации. Известно, что здесь существует сложная система взаимосвязей ...