Введение

Когда педагоги рассказывают о своей работе с детьми с отклонениями, от них часто можно слышать нелестные замечания в адрес родителей ребенка. Дескать, родители не идут на сотрудничество, не выполняют рекомендации специалиста, не стремятся узнать точный диагноз, несмотря на все уверения специалистов, не хотят признать, что с их ребенком что-то не так. У педагогов это вызывает досаду и сетования на недалекость родителей, недостаток их здравого смысла. Причем, такие суждения можно услышать не только от наших молодых и высокоученых преподавателей, но и от воспитателей, имеющих многолетний педагогический, семейный и житейский опыт. Поэтому нам видится необходимой популяризация знаний о том, как родители реагируют на известие, что у их ребенка – нарушение развития; как помочь им пережить это; как установить с ними контакт и организовать взаимодействие для пользы ребенка и счастья их семьи.

Рождение ребенка — главное событие в семейной жизни. В детях родители видят продолжение себя, связывают с ними свои надежды и чаяния, свои тайные желания и несбывшиеся мечты. Трудности психологического и материального порядка, неизбежно появляющиеся с рождением малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми эмоциональными переживаниями, которые он доставляет. Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей. Они чувствуют себя оглушенными, ошеломленными, обескураженными. У некоторых возникает реакция отрицания. Они не могут примириться со случившимся и отрицают очевидное: "Ребенок совершенно здоров, кто придумал такую глупость, что он болен?"

Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить со смертью самого близкого человека.(2,с.111)

Состояние стресса для семьи нередко становится хроническим. Семья может столкнуться с недоброжелательностью соседей, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими особенностями, в том числе с умственной отсталостью. Стресс в большей степени проявляется у матерей, испытывающих чрезмерные ограничения личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, они имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями. Ребенок с раннего возраста не поощряет мать, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках, иногда даже не выделяет ее из других людей, не отдает предпочтения в контакте. Такой ребенок не несет ей достаточного эмоционального отклика, радости общения. Это приводит к депрессивности, астено-невротическим проявлениям.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.(2,с.111)


Взаимность выборов и удовлетворенность в общении.
Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько од­ноклассников симпатизируют ему, изъявляют желание с ним общаться, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению взаимны. Иными сло­вами, для ученика важно не только коли ...

Супружеские конфликты как компонент деструктивных супружеских отношений
Семейные конфликты - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов: 1. Прежде всего, семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусл ...

Свобода пересечения межполовых границ
Научные данные согласуются со здравым смыслом в том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. В научных исследованиях половые роли рассматриваются с трёх сторон: их проявление в поведении ...