Особенности формирования личностных качествСтраница 1
Личностные особенности детей из алкогольных семей можно охарактеризовать следующим образом. Эти дети замкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Став взрослыми, они не умеют наслаждаться жизнью, так как они привыкли нести ответственность и за младших братьев и сестер, и за родителей. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях.
Самооценка понижена. Дети склонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Однако, как отмечает Е.М. Мастюкова, для детей 9 – 12 лет характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживания при неудачах.
Рассмотрим особенности поведения детей из семей алкоголиков. Для них характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Замедленно развитие произвольности поведения, что приводит к увеличению признаков социальной дезадаптации в более старшем возрасте. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов. Будучи свидетелями пьяных и сексуальных эксцессов у себя дома, они сами проявляют ранний повышенный интерес к противоположному полу, склонны к ранним сексуальным контактам в неприглядной обстановке. Одной из отличительных особенностей их поведения является также частое совершение правонарушений: хулиганские действия; нападения в компании на более слабых с целью забрать деньги или предметы, представляющие ценность; случаи воровства вещей и денег из квартир своих же знакомых. Рано появляется интерес к веществам, изменяющим психическое состояние. Большое значение при этом придается достижению «кайфа», выступает стремление уйти от действительности.
Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются большой стойкостью и большим разнообразием. Одной из форм нарушения поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей и воспитателей. У детей из семей алкоголиков в силу их общей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения. Они легко подражают таким формам асоциального поведения как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков, патологическое сексуальное поведение.
Выраженность и стойкость нарушения поведения зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды, отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в поведении находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, степени поражения его центральной нервной системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.
Большую роль в появлении отклонений в развитии личности у таких детей играют конфликтные переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери, либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.
Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста. Такие реакции чаще всего возникают при алкоголизме одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, агрессивным по отношению к сверстникам. Постепенно нарастают и усиливаются конфликты со сверстниками и взрослыми.
Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома или из школы. Ребенок испытывает страх перед возвращением домой, постепенно начинает избегать общения со сверстниками, становится замкнутым. У ребенка возникают невротические расстройства.
Более резкое проявление пассивного протеста – попытки самоубийства. В основе этих попыток лежит гиперболизированное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их (что является следствием внутрисемейных конфликтов).
Была выявлена зависимость степени искажения психического развития детей от степени развития у матери алкоголизма. Г.И. Шурыгин установил, что если дети родились в период появления у женщины начальных признаков алкоголизма, то грубых нарушений в их развитии не обнаруживалось. Однако дети были возбудимы, быстро утомлялись, разговаривали во сне, просыпались от кошмаров. В подростковом возрасте становились грубыми, проявляли различные реакции протеста, отказывались от учебы. Ни один из них не получил высшего образования. Будучи взрослыми, отличались нерешительностью, тяготились чувством собственной неполноценности.
Условия эффективного взаимодействия
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.
Термин &quo ...
Мотивация учения, поведения и выбора профессии.
План изложения О мотивации. Мотивация учения, поведения и выбора профессии. Влияние
мотивации на успешность учебной деятельности. Мотивация успеха и м
Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности мотивация представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действи ...
Формы работы с конфликтами и методы их разрешения.
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников.
Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения п ...