Психологические предпосылки успешного предпринимательства

Предпосылки интереса к предпринимательской деятельности связаны с особенностями семьи и ближайшего окружения: если в обществе создается благоприятная атмосфера для предпринимательства, если предприниматель позитивно воспринимается в семье, среди друзей и т.д., то укрепляются главные черты его психологии - стремление к успеху и материальному благополучию, желание быть независимым, готовность полагаться на собственные силы и способности.

Большое, если не решающее влияние на становление предпринимателя имеют стиль и характер воспитания в его семье. И хотя это не обязательно зависит от рода занятий родителей, но, как правило, в семьях предпринимателей и людей свободных профессий чаще преобладают демократический стиль отношений, стремление привить ребенку навыки самостоятельности и ответственности, воспитать в нем инициативный и творческий подход к жизни, а также чувства достоинства и уверенности в себе. Это те качества, которые необходимы хорошему бизнесмену.

В то же время исследования западных психологов показали, что из авторитарных семей, в которых ребенок лишен самостоятельности и воспитывается в условиях жестких поведенческих ограничений и механической дисциплины, предприниматели обычно не выходят.

Важными, хотя и решающими факторами, являются образование, а также жизненный и профессиональный опыт.

Независимо от наличия дипломов, почти всем предпринимателям приходится постоянно пополнять свои знания в области финансов, а также развивать коммуникативные и речевые способности.

Психологические особенности предпринимателя определяются прежде всего содержанием его мотивационной сферы. В мотивации предпринимателя ведущей всегда является потребность в самоактуализации, направленной на реализацию своего личностного потенциала. Именно этим подлинный предприниматель отличается от человека, единственным стремлением которого является лишь обогащение, а также от мелкого бизнесмена, для которого предпринимательство - лишь способ поддержания определенного уровня существования. Предпринимателями становятся люди, обладающие высокоразвитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, она начинает постепенно угасать.

Хороший предприниматель обычно отличается высокой, но достаточно объективной, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, самокритично и продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях. "Идеальному" предпринимателю свойственна способность реалистично оценивать ситуацию, свои силы и идти при этом на смелый, но разумный риск.

Современный преуспевающий предприниматель ориентируется прежде всего на собственные анализ и оценку информации, мало подвержен конформистским влияниям, способен преодолеть узкоконъюнктурные оценки, стремится прогнозировать развитие событий. Он обычно обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой предпринимательского мышления является его творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.

Комплекс отмеченных выше личностных свойств и поведенческих особенностей предпринимателя в их единстве позволяет ему занять в обществе положение лидера.

При этом показатели "потребности во власти" у крупных преуспевающих предпринимателей вполне умеренные, в то время как показатели потребности в достижениях всегда на очень высоком уровне, т.е. власть для предпринимателя не является самоцелью, она нужна ему как инструмент в реализации свободы деятельности.


Понятие и структура учебной деятельности. Виды учебной деятельности
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрос ...

Познавательная деятельность младших школьников
Познавательная деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательная активность становится основой положительного отношени ...

Динамика отношения ученика к ученику.
Выше было показано, что все эксперименты, независимо от своего характера, в общем одинаково отражают характерные для каждого класса отношения. Это дает основание проследить, как сохраняются отношения между учениками в зависимости от промежутка времени, отделяющего два смежных эксперимента. Результаты говорят о том, что: 1) отношения ме ...