Некоторые универсальные принципы в механизме памяти.
Факты, полученные исследователями на основании разных теорий памяти, немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:
1) при запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (эффект края);
2) запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение определённого времени: нескольких часов или дней;
3) любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем не механическое, а используя логическую обработку материала;
4) установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
5) Один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции
, т.е. улучшение со временем воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй - третий день после выучивания материала.
6) События, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
7) Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они отложатся не надолго.
8) Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, вступая в связь с другими впечатлениями.
9) Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.
10) Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": первыми, при потере памяти, исчезают более сложные и недавние впечатления. При восстановлении, наоборот: сначала восстанавливаются более простые и более ранние воспоминания, а затем уже более сложные и недавние.
Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие закономерности работы памяти у человека.
Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Социально-психологический анализ семьи
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды.
Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и ма ...
Эмпирическая часть. Объект, предмет, гипотеза, методы
исследования
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей.
Объект – профессиональный рост педагогов
Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.
Методы исслед ...
Сегмент 2. - 4.2.Динамика личных взаимоотношений
Анализируя положение ученика в психологической структуре класса, приходится постоянно сталкиваться с проблемой стабильности получаемых результатов. Отсюда вытекает необходимость описания динамики взаимоотношений между одноклассниками. Нередко в работах, основанных на поверхностном наблюдении, устойчивость подобных контактов связываетс ...