Теоретическая часть. Основные понятия, используемые в математической обработке
психологических данныхСтраница 2
Статистические критерии.
Статистический критерий - это правило, обеспечивающее надежное поведение, то есть принятие истинной и отклонение ложной гипотезы с высокой вероятностью. Статистический критерий обозначает метод расчета определенного числа и само это число.
Параметрические критерии - это критерии, включающие в формулу расчета параметры распределения, то есть средние и дисперсии (t-критерий Стъюдента, критерий F и др.) Непараметрические критерии - это критерии, не включающие в формулу расчета параметров распределения и основанные на оперировании частотами или рангами (критерий-Q Розенбаума, критерий-Т Вилкоксона и др.) Параметрические критерии и непараметрические критерии имеют свои преимущества и недостатки.
Параметрические критерии:
1. Позволяют прямо оценить различия в средних, полученных в двух выборках (t - критерий Стъюдента).
2. Позволяют прямо оценить различия в дисперсиях (критерий Фишера) 3. Позволяют выявить тенденции изменения признака при переходе от условия к условию (дисперсионный однофакторный анализ), но лишь при условии нормального распределения признака.
4. Позволяют оценить взаимодействие двух и более факторов в их влиянии на изменения признака (двухфакторный дисперсионный анализ).
5. Экспериментальные данные должны отвечать двум, а иногда трем, условиям:
а) значения признака измерены по интервальной шкале;
б) распределение признака является нормальным;
в) в дисперсионном анализе должно соблюдаться требование равенства дисперсий в ячейках комплекса.
6. Математические расчеты довольно сложны.
7. Если условия, перечисленные в п.5, выполняются, параметрические критерии оказываются несколько более мощными, чем непараметрические.
Непараметрические критерии.
1. Позволяют оценить лишь средние тенденции, например, ответить на вопрос, чаще ли в выборке А встречаются более высокие, а в выборке Б - более низкие значения признака (критерии Q, U, и др.).
2. Позволяют оценить лишь различия в диапазонах вариативности признака (критерий).
3. Позволяют выявить тенденции изменения признака при переходе от условия к условию при любом распределении признака (критерии L и S).
4. Эта возможность отсутствует.
5. Экспериментальные данные могут не отвечать ни одному из этих условий:
а) значения признака могут быть представлены в любой шкале, начиная от шкалы наименований;
б) распределение признака может быть любым и совпадение его с каким-либо теоретическим законом распределения необязательно и не нуждается в проверке;
в) требования равенства дисперсий отсутствует.
6. Математические расчеты по большей части просты и занимают мало времени (за исключением лишь некоторых критериев).
7. Если условия, перечисленные в п.5, не выполняются, непараметрические критерии оказываются более мощными, чем параметрические, так как они менее чувствительны к "засорениям".
Влияние интонационного контекста на восприятие рекламного сообщения
В ситуации коммуникативного воздействия с помощью телевидения, и, тем более, радио, реципиент зачастую может создать впечатление о коммуникаторе только с помощью экстралингвистической и просодической невербальной информации
Одной из систем невербальной коммуникации является просодическая система, в которую входит интонация.
Интонация- ...
История конфликтологии
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия ...
Межличнocтные отношения в группах и коллективах
Особое внимание в ходе социально-психологического изyчeнии групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они делятся нa oфициaльныe и нeoфициaльныe, oтношeния руководства и подчинения (в частности, лидерства), делoвыe и личные, paциoнaльныe и эмoциoнaльныe.
Oфициaльными называют отношения, возникающие между людьми нa должностной осно ...