Природа гипноза

Внушение. Гипноз » Природа гипноза

…самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. Л. Толстой.

Гипноз такой, каким он практикуется, на деле относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых определяется как гипнотизер, другой же - как субъект. В случае группового гипноза возможно, конечно, большее число субъектов. Гипнотизер дает гипнотические инструкции, а субъект на них отзывается.

Гипноз является сложным феноменом, объединяющим ряд физиологических процессов. Он предполагает селективное внимание: такое, при котором субъект сфокусирован на ограниченном числе раздражителей - как правило, внутреннего происхождения, таких как ощущения и воображение. Он предполагает релаксацию: почти вне зависимости от клинических задач субъект (пока он не начнет переживать, скажем, какую-нибудь развивающуюся фантазию) расслаблен как душевно, так и телесно. Гипноз также подключает состояние ожидания и его воздействие на переживание и реагирование субъекта: другими словами, он создает условия, в которых субъект ожидает от себя особенных ощущений, мыслей и реакций, и формирование гипнотизером в сознании субъекта такого ожидания повышает возможную эффективность суггестии. Гипнотическому переживанию очень часто сопутствует воображение: субъект поглощен представлением какой-либо сцены обычно под управлением гипнотизера. В общем и целом между гипнотизером и субъектом устанавливается прочная связь; кроме того, гипноз, несомненно, подразумевает определенную податливость или подчиненность со стороны субъекта: последний, соответственно, мотивирован к подчинению пожеланиям гипнотизера, и его поведение частично может объясняться этими моментами. Например, гипнотизер может внушить, что рука субъекта настолько невесома, что будет непроизвольно плавать в воздухе (суггестия поднятия руки). Субъект, однако, способен поднять руку потому, что ему будет трудно ослушаться инструкции гипнотизера. Возможно подключение ролевой игры, когда субъект ведет себя в соответствии с собственными представлениями о поведении лица, находящегося под гипнозом.

Наконец, мы должны обратиться к понятию атрибуции: чему именно приписывает свои переживания субъект? Говорит ли он: "Да, я чувствовал себя под гипнозом, потому что сильно расслабился и глубоко погрузился в свои фантазии", или же он заявляет: "Нет, я не чувствовал себя загипнотизированным, так как сильно расслабился и глубоко погрузился в свои фантазии"? Атрибуции гипнотизера тоже имеют фактическое отношение к делу. Чем, с точки зрения гипнотизера, вызвано поведение и предъявленные переживания субъекта: состоянием гипноза или же просто выраженной релаксацией, или состоянием подчиненности, и так далее? В самом деле: некоторые из процессов, упомянутых выше, могут также относиться к поведению гипнотизера, например, ролевая игра и ожидание. Отвечая на вопрос "Что такое гипноз?", если мы остановимся на сказанном, то читатель может справедливо заключить, что "гипноз" не является по праву особым состоянием сознания, но есть лишь простое название для взаимоотношений между двумя людьми, отличающихся определенной комбинацией вышеупомянутых психологических феноменов.

Существуют влиятельные теории гипноза, которые в большей или меньшей степени подтверждают подобный вывод и каждая из них делает акцент на одной из составляющих, представленных выше. Например, феномен гипноза может объясняться преимущественно явлениями релаксации, проигрыванием ролей, подчинением, воображением и различными сочетаниями указанного. Подробное обсуждение этих теорий здесь не планируется, однако мы можем отметить, что все они в целом относятся к "теориям не-состояния" в отличие от "теорий состояния", которые исходят из измененного состояния сознания. Затронутость или незатронутость состояния сознания является предметом наиболее стойких и горячо обсуждаемых разногласий в современном экспериментальном гипнозе.


Аффирмации
Говоря на доступном для всех языке, аффирмация – это позитивные утверждения, помогающие изменить наш образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. Произнесение аффирмаций является эффективным способом достижения счастья, любви, внутренней гармонии, здоровья и благополучия. Действует, как способ самовнушения; постоянно ...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении. На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям нач ...

В чём сходство роли цензуры и символики сновидений?
Постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом мы называем символическим (symbolische), сам элемент сновидения символом (Symbol) бессознательной мысли сновидения. Ввиду того, что символы имеют устоявшиеся переводы, они в известной мере реализуют идеал античного и популярного толкования сновидений, от которого мы при на ...