Этика пенитенциарного психолога

При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога.

Что же такое «профессиональная этика», что является предметом ее изу­чения? Профессиональная этика

изучает систему моральных норм, характер­ных для определенной профессии. Данные нормы складываются на основе ис­торических традиций и особенностей определенной службы.

Термин «профессиональная этика» обычно упот­ребляется по отношению к людям, объектом труда которых является сам чело­век (педагоги, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов, со­трудники уголовно-исполнительной системы). Особые нравственные требова­ния к этим профессиям и готовность выполнять их нередко выражаются в своеобразных нравственных кодексах.

По отношению к сотруднику уголовно-исполнительной системы таковы­ми являются Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федера­ции, «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», гласящий: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоко­нравственные нормы поведения .».

Понятия «кодекс», «присяга» подчеркивают обязательность следования нравственным требованиям сотрудниками данной профессии. Поэтому говорят, что профессиональная этика сотрудников УИС отличается своим деонтологическим, т.е. должным, обязательным для исполнения характером (от древне­греческого деон - нужное, должное, 1оgоs - понятие, учение).

Подчеркнем, что в отличие от других профессий, особенностью деятель­ности сотрудников УИС является строгое следование нормативным докумен­там, предписывающим круг служебных обязанностей в определенных ситуаци­ях, включая организацию надзора за осужденными, порядок его осуществления, обязанности должностных лиц, порядок проведения обысков и досмотров, дей­ствия администрации и дежурной смены при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, вопросы взаимодействия с другими службами учреждения.

Основные требования к профессиональной культуре и нравственности представителей пенитенциарных учреждений содержатся в Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Рос­сийской Федерации, Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положении о службе в органах внутренних дел, Присяге, Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Но ни один документ, ни одна инструкция не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в реальной жизни и требующие принятия сотрудником самостоятельного, а иногда единственно верного решения. Имен­но поэтому наряду с узкоспециальными профессиональными знаниями и уме­ниями немаловажная роль принадлежит здесь моральным качествам сотрудни­ка, его совести. Следовательно, эффективная реализация служебных задач зависит не только от знания нормативной базы, профессиональной подготовленности, тре­бовательности руководителей, но, главное, - от уровня нравственности и общей культуры самих специалистов.

Из этого вытекает, что следовать профессиональной этике - это, с одной стороны, строго выполнять в своей деятельности предписания международных и российских нормативно-правовых актов, т.е. следовать закону; и, с другой стороны, всегда и во всем придерживаться общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, общепринятых норм морали.


Общие сведения о характере. Понятие “характера”
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах ...

Особенности внутреннего диалога ребенка в дисфункциональной семье
Исследование особенностей развития личности ребенка в условиях дисфункциональной семьи (в данном случае семьи, где хотя бы один из родителей страдает расстройством личности) актуально потому, что согласно последним данным число людей, диагностированных как имеющие расстройство личности, неуклонно растет. Особенности развития детей, восп ...

Компартментализация (раздельное мышление).
Это еще одна интеллектуальная защита, возможно, ближе стоящая к диссациативным процессам, чем к рационализации и морализации, хотя рационализация нередко служит поддержкой данной защиты. Функция раздельного мышления состоит в том, что разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тр ...