Психологический анализ профессиональной деятельности
Страница 2

Другая психология » Методы изучения трудовой деятельности » Психологический анализ профессиональной деятельности

Например, деятельность педагога и ученика как составные части педагогической системы в зависимости от ее эффективности можно отнести к одному из иерархических уровней.

1. Репродуктивный (минимальный) — человек может пересказать другому то, что знает и умеет сам.

2. Адаптивный (низкий) — человек способен приспособить свое сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям тех, с кем работает.

3. Локально-моделирующий (средний) — человек умеет формировать у других прочные знания, умения, навыки по отдельным разделам курса или темы предмета.

4. Системно-моделирующий (высокий) — профессионал способен формировать у других прочные знания, умения, навыки по всем основным разделам курса, программы.

5. Системно-моделирующий деятельность и поведение (высший) — профессионал умеет сделать предмет труда средством формирования личности другого человека, сознательно формировать творческое мышление, умение самостоятельно приобретать необходимые знания, обобщать, переносить их в новые условия деятельности

Согласно концепции, выделяются следующие ключевые понятия:

♦ субъект;

♦ морфология;

♦ мотивация;

♦ функции;

♦ динамика;

♦ разнообразие деятельностей.

В монографии Суходольского (Основы психологической теории деятельности, 1988) подчеркивается недостаточная изученность совместной (групповой) деятельности, существование разрывов между концептуальными представлениями и описаниями конкретных трудовых циклов. По мнению Г. В. Суходольского, обобщающие концепции должны основываться на постулатах взаимодействия, активности, нормативности и вариативности.

Б. Ф. Ломов также отмечает недостаточную изученность совместной деятельности сравнительно с индивидуальной. Он подчеркивает, что "в индивидуальной деятельности многое остается непонятным, если она рассматривается сама по себе, безотносительно к деятельности совместной" Более того, исходным пунктом анализа деятельности индивида должно быть определение ее места в совместной деятельности субъектов и ее функций.

А. Л. Журавлев, тоже отметивший сравнительную малоизучен-ность совместной деятельности, в качестве ее основных признаков выделил:

♦ реальное объединение индивидуальных деятельностей и субъектов;

♦ разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции с их распределением между участниками;

♦ координацию индивидуальных деятельностей субъектов;

♦ управление индивидуальными деятельностями;

♦ наличие единого конечного результата (совокупного продукта);

♦ наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми (см. Приложение 4).

Страницы: 1 2 


Психологическая защита личности
В каждодневной жизни человека часто встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена, т.е отсутствует возможность ее удовлетворения. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направле ...

Особенности представлений о товарах, рекламируемых с помощью различных методов воздействия, у людей с разным уровнем внушаемости
В настоящие время, живя в современном индустриальном обществе, человек потребляет огромное количество информации. Большая часть этой информации поступает с экрана телевизора во многом благодаря рекламе. Рекламисты используют различные способы воздействия для того, чтобы люди покупали только определенные товары. В таком случае становится ...

Правильное дыхание и техника расслабления
Неудивительно, что большинство из нас воспринимают дыхание и расслабление как само собой разумеющееся. Разве мы не знаем, как дышать? Слава Богу, делаем это с самого рождения и, наверное, неплохо, коли живем. Как расслабиться? Да проще простого, все равно что съесть кусок пирога! Можно залезть в ванну и всласть попариться, или искупать ...