Управляемое воображение и позитивное видение
Страница 2

Другая психология » Самогипноз. Открой путь к себе » Управляемое воображение и позитивное видение

Среди многочисленных опытов по использованию образного мышления для лечения болезней, наиболее известны клинические работы онколога Карла Симонтона и его жены, психолога Стефани Мэтьюз-Симонтон (1982). Они первыми использовали образное мышление в качестве дополнительного метода лечения раковых больных.

Сначала пациент овладевал техникой постепенного расслабления, ему предлагалось мысленно представить каждую группу мышц и освободить ее от напряжения (см. главу 4). Затем в состоянии предельного расслабления пациент должен был представить свои белые кровяные тельца и иммунную систему в виде бесстрашных воинов, а раковые клетки “в виде трусливых или беспомощных животных, которых воинам ничего не стоит победить.

Есть весомые основания полагать, что в повышении сопротивляемости организма и мобилизации его сил на борьбу с вирусами, бактериями и опухолями решающую роль играет подсознательное отношение к вызванной ими болезни. С помощью образного мышления человек может подсознательно настроить себя на выздоровление.

Коллеги Симонтонов психологи Джин Ахтерберг и Франк Лолис продолжили работу своих предшественников в области сочетания образного мышления с обычной терапией раковых больных. У одного из пациентов был рак поджелудочной железы. Можно было условно говорить лишь о пяти процентах возможности выздоровления. Мобилизовав свое воображение, пациент представил раковые клетки в виде броненосцев (ночных норных млекопитающих, покрытых роговыми пластинами), а белые кровяные тельца стали отважными рыцарями в белых доспехах. Они мчались по кровеносным сосудам, поражая своими копьями броненосцев. Каждый рыцарь должен был уничтожить определенное количество врагов.

На каком-то этапе лечения пациент вдруг заметил, что значительное число белых рыцарей куда-то исчезли. Анализ крови показал уменьшение количества белых кровяных телец. Узнав об этом, пациент решительно взялся пополнять свое войско и вскоре формула крови пришла в норму.

Спустя некоторое время больной сообщил, что его белые рыцари с трудом выполняют свою дневную норму: врагов не хватает и приходится заглядывать под каждый куст, чтобы вспугнуть их. Ультразвуковое обследование показало, что от опухоли не осталось и следа.

Чтобы принять известие о такой сложной болезни, как рак, пациент нуждается в психологической помощи. Гипноз и самогипноз могут оказать значительную дополнительную помощь в лечении и психологической адаптации, но никогда не должны использоваться как единственное средство лечения рака и сопутствующих заболеваний.

Любое нарушение равновесия в организме делает нас более восприимчивыми к болезням. Доктор Вальтер Кэннон (1929) назвал это равновесие гомеостазом. Вызванный самыми различными причинами гомеостатический дисбаланс может разладить работу телесной лаборатории и нарушить химический обмен веществ в организме.

Одной из причин подобного разлада является стресс. Опыты, проведенные доктором Гансом Селье (1978), ведущим исследователем в области стресса, показали, что под воздействием сильного стресса железы внутренней секреции крыс выбрасывают в кровь большое количество мощного гормона “кортикостерона. Этот гормон появляется обычно при воспалительных процессах в организме. Но его длительное присутствие в крови, да еще в больших количествах, может ослабить иммунную систему.

Стресс также вызывает сокращение числа Т-лимфоцитов (белых кровяных телец), которые производят антитела и запускают противоопухолевую защитную систему. Ослабление этих иммунных факторов ведет к росту количества бактерий и вирусов в организме и появлению болезней.

Ученые все больше убеждаются в том, что с помощью сложных нейрохимических процессов разум воздействует на иммунную систему. В своей книге “Психобиология излечения в системе разум”тело” (1986) Эрнест Росси рассматривает ряд теорий, относящихся к данному явлению. Эта захватывающая область исследований называется психонейроиммунология, и о ней мы расскажем подробнее в главе 27.

По мнению многих клиницистов, чем яснее вы видите мысленным взором ваш организм и его пораженные участки, тем успешнее ваше подсознание координирует внутренние защитные силы. Подсознание взмахивает своей дирижерской палочкой, и входящие в вашу иммунную систему оркестранты начинают играть слаженно и с вдохновением.

Для достижения необходимой цели образность можно использовать двояко. Можно представить определенную последовательность действий, ведущих к желаемому успеху (образность действия). А можно представить конечный результат, осуществившуюся заветную цель (образность результата).

Припомним пациента, страдавшего раком поджелудочной железы. В его случае больше подходит образность действия, когда иммунная система разыскивает и уничтожает раковые клетки. Этот же способ также годится при головной боли сосудистого характера. Можно представить, как нагреваются ваши руки и ноги и увеличивается приток к ним крови, которая оттекает от головы.

Страницы: 1 2 3


Речь и язык. Виды и функции речи. Развитие речи у детей и роль общения для развития ребенка
Необходимо отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение. Язык – это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение. Речь- это само общение, выражение мысли. Речь без усв ...

Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид
Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное «измерен ...

Место коллектива в развитии личности. Психологические условия организации совместной деятельности детей
Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности, он адекватен процессу индивидуального познания, но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей осо ...