Кеттелл, Рэймонд Бернард (Cattell, Raymond Bernard)
Страница 1

Другая психология » Рэймонд Кеттелл - теория свойств личности » Кеттелл, Рэймонд Бернард (Cattell, Raymond Bernard)

Родился:

1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.

Умер:

1998.

Интересы

: клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.

Образование:

бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.

Профессиональная деятельность:

заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи", 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.

Основные тесты:

«Шестнадцать личностных факторов» опросник

(sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.

Культурно-свободный интеллекта тест

(Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.

Основные

публикации

:

1928

The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journal of

Psychology, 19,34-48.

1936

Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.

1944

An objective

text of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.

1950

The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.

1951

P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.

1952

A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.

I960

The multiple abstract variance

analysis

equations and solutions. Psychological

Review, 67,353-372.

1966

Refinement and test of the theory

of fluid

and crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.

1971

Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.

1971

Estimating modulation

indices and state

liabilities. Multivariate Behavioral Research,

6,7-32.

1973

Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.

1979

Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.

1979

Ethics and the social sciences — the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.

1982

The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.

1987

Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.

1990

Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.

1992

Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.

1994

Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).

Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл — должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете. Позднее он стал профессором в Гавайском университете.

Рэймонд Кеттелл внес фундаментальный вклад

в наше понимание теории свойств личности.

Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.

Кеттелл выделяет три метода исследования личности

: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.

Страницы: 1 2


Важность понимать, что на самом деле нужно
Закон Притяжения работает на любое ваше желание, он даст вам всё, чего вы пожелаете! Но одно останется вопросом, будете ли вы счастливы? Имея миллионы, красивую машину, дом, возможность отдыхать в любой точке мира – всё это вам не даёт гарантии, что вы будете счастливы! Есть множество духовных потребностей, без которых человек не может ...

Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Социально-психологический анализ семьи
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и ма ...

Глоссарий
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Убеждающее воздействие - интеллектуальное сопереживание в процессе совместной мыслительной деятельно ...