Кеттелл, Рэймонд Бернард (Cattell, Raymond Bernard)
Страница 1

Другая психология » Рэймонд Кеттелл - теория свойств личности » Кеттелл, Рэймонд Бернард (Cattell, Raymond Bernard)

Родился:

1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.

Умер:

1998.

Интересы

: клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.

Образование:

бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.

Профессиональная деятельность:

заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи", 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.

Основные тесты:

«Шестнадцать личностных факторов» опросник

(sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.

Культурно-свободный интеллекта тест

(Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.

Основные

публикации

:

1928

The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journal of

Psychology, 19,34-48.

1936

Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.

1944

An objective

text of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.

1950

The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.

1951

P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.

1952

A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.

I960

The multiple abstract variance

analysis

equations and solutions. Psychological

Review, 67,353-372.

1966

Refinement and test of the theory

of fluid

and crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.

1971

Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.

1971

Estimating modulation

indices and state

liabilities. Multivariate Behavioral Research,

6,7-32.

1973

Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.

1979

Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.

1979

Ethics and the social sciences — the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.

1982

The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.

1987

Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.

1990

Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.

1992

Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.

1994

Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).

Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл — должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете. Позднее он стал профессором в Гавайском университете.

Рэймонд Кеттелл внес фундаментальный вклад

в наше понимание теории свойств личности.

Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.

Кеттелл выделяет три метода исследования личности

: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.

Страницы: 1 2


Выводы
На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы. Если девушки будут проявлять аккуратность, воспитанность и высокие запросы, то они будут чувствовать себя психологически защищенными. Не ясно, почему ответственность оказалась наименее значимой. Общественное признание для психологической защищенности конечно необходимо, ...

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.
Несколько выше мы уже упоминали о двух важных типах мотивации - моти­вации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха однозначно пози­тивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение кон­структивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Мотивация боязн ...

Теория обучения. Педагогические и психологические закономерности
Теория (концепция) обучения представляет собой систему обобщенных научных взглядов и положений, раскрывающих суть, содержание» методику и организацию учебного процесса. Несмотря на их различия, их главной целью является - овладение обучаемыми системой знаний, формирование у них определенных навыков и умений, для успешного практического ...