Мотивы самоутверждения
Страница 1

Потребность в самоутверждении — важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.

Утверждение личности на социальном уровне означает стрем­ление к завоеванию социального статуса, т. е. к достижению опре­деленного социально-ролевого положения, связанного с признани­ем личности в сфере профессиональной или общественной деятель­ности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завое­ванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ.

Утверждение на социально-психологическом уровне, связано со стремлением завоевать ,личный статус, т. е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на груп­повом уровне — семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достиже­ния признания. Наиболее характерно это для подростков, молодых людей.

Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психоло­гических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют силь­ные стороны личности.

Чаще всего подобное самоутверждение происходит бессозна­тельно. Оно характерно, например, для расхитителей так называе­мого престижного типа, которые стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том чис­ле и преступным. Недостижение его, а тем более его утрата означа­ет для них жизненную катастрофу.

"Из названных уровней утверждения" личности именно само­утверждение, по всей вероятности, имеет первостепенное значе­ние, стимулируя жажду признания на социальном и социально-психологическом уровнях. Самоутверждаясь, человек чувствует себя все более независимым, раздвигает психологические рамки своего бытия, сам становится источником изменений в окружающем мире, делая его более безопасным для себя. Это дает ему возможность показаться в должном свете и в глазах ценимой им группы, и в глазах общества. Эти признания, взаимно дополняя друг друга, обес­печивают индивиду внутренний психологический комфорт и ощу­щение безопасности".

Среди взяточников и расхитителей встречаются лица, стремя­щиеся к утверждению и на социальном, и на социально-психологи­ческом, и на индивидуальном уровнях. Среди воров, грабителей, разбойников, мошенников чаще обнаруживаются те, которые ут­верждаются на втором и третьем уровнях.

Нередко совершение корыстного преступления обеспечивает лицу решение каких-либо внутренних проблем, помимо статусных. Обладание материальными благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, устраняет, чаще временно, чувство зависти, собственной неполно­ценности.

Самоутверждение — распространенный ведущий мотив при совершении изнасилований. Изнасилование — не только удовле­творение сексуальной потребности, не только проявление частно­собственнической психологии и примитивного отношения к женщи­не, не только неуважение к ней, к ее чести и достоинству, но, преж­де всего утверждение своей личности таким уродливым и общест­венно опасным способом.

Субъективные причины изнасилований связаны в первую оче­редь с особенностями самовосприятия преступника, с его ощуще­нием, часто на подсознательном уровне, собственной неполноцен­ности, ущербности как мужчины. Часто такое ощущение. переживание принимает жестко фиксированный характер, человек как бы приковывается к объекту фрустрации, от которого он зависим (жен­щина вообще). Стремление избавиться от этой зависимости и в то же время самоутвердиться в мужской роли может толкнуть такое лицо на совершение изнасилования.

Страницы: 1 2 3


Сегмент 3. - 4.3.Психологическая структура школьного класса . Понятие о структуре взаимоотношений.
Мы уже неоднократно говорили о том, что ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает в партнеры, других игнори­рует, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим - нет. Эта избирательность приводит к тому, что ученики занимают различные места в системе личных взаимоотношений. Таким обр ...

Половые роли в детстве
В последние годы психологи, антропологи и социологи все больше интересуются изучением дифференциации половых ролей в современной культуре. С младенчества мальчики и девочки воспитываются в разных «субкультурах». С ними во многом по-разному обращаются родители, другие взрослые и друзья. Личности матери и отца сами по себе являются важным ...

Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола": 1. Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельно ...