Факторы, влияющие на развитие речи

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким человеком в его жизни. "Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И.С. Кон, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина, Р.В. Овчаров, Г.Г. Филиппова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери"[11]. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, и пассивным словарем ребенка. Способность к обобщению матери также положительно коррелирует с экспертной оценкой воспитателя и общим баллом обследования речевого развития.

Девочки обнаруживают более раннее речевое развитие по сравнению с мальчиками (начинают "гулить" и "лепетать" в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно, в первую очередь, в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается. Возраст матери не оказывает значимого влияния на развитие речи ребенка раннего возраста. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. "Например, наиболее развит пассивный словарь у тех детей, матери которых имеют среднее специальное образование, работают, и их профессия относится к категории "Человек-человек"[12]. Порядковый номер рождения ребенка взаимосвязан с развитием речи, например, активным словарем. Первенцы обнаруживают больший запас слов в активном словаре. Наличие речевых нарушений у родственников больше всего влияет на активный словарь ребенка. Таким образом, формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка - сложнейший нервно-психологический процесс, осуществляющийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослыми. Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.


Взаимоотношения с супругами
Непрочность отношений между супругами в развитых странах стала уже «притчей во языцех». Количество разводов постоянно растет, причем причины этого явления еще недостаточно изучены. Обнаружено, однако, что в трудные в экономическом отношении времена частота разводов уменьшается и поднимается в периоды экономического благополучия. На част ...

Структура педагогической психологии.
Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее струк­турную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривает­ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. В этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллект ...

История учений о характере
Характерология - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении веков ...