Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение.

Другая психология » Эмперические методы в психологии » Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

Виды наблюдения:

1.Систематическое и несистематическое.

Несистематическое – не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое – предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» и «выборочное».

При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы о поведенческих актов.

3. Непосредственное и опосредованное.

При опосредованном наблюдении используют наблюдательные приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).

4. Включенное и внешнее.

Включенное наблюдение – наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.

1 вид включенного наблюдения: Наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2 вид – наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой – зеркало Гезелла).

Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.

2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.

3. Построение плана наблюдения (ситуации – объект – время).

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.

А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем.


«Шестнадцать личностных факторов» опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF). Обзор
Опросник личностный. Впервые опубликован Р. Кэттелломв 1950 г., последнее переработанное руководство к тесту вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавт.). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А счит ...

Центр имиджа личности – личность. Имиджеобразующие личностные качества
О верности или неверности подхода к определению базовых, природных свойств личности через призму различных теорий можно спорить бесконечно. Именно поэтому в исследовании особенностей создания имиджа мы решили придерживаться наиболее общих характеристик: интроверсии и экстраверсии. Подход, кажущийся простым, оправдан тем, что следует изу ...

Ситуация 2.
В коллективе одной фирмы прослеживается конфликт рядовых сотрудников (продавцов) и их участившееся опоздание на работу. Менеджер выяснил, что это связано с тем, что недалеко от организации располагается парковочная площадка. Она принадлежит фирме, и поэтому на ней могут оставлять машины только ее сотрудники. Единственная проблема заклю ...