Принцип прегнантности

Метод срисовывания (Фолькельт). Актуалгенез формы. Эффект нормализации (Джон Гибсон). Фигурное последействие (Келлер и Уаллах).

Прегнантность (от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, „хорошую форму“. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства:

1) замкнутые, отчетливо выраженные границы;

2) симметричность,

3) внутренняя структура, приобретающая форму фигуры.

Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности — как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, — такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей.

Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия — преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры — от его окружения — фона, и прочих.

Было получено большое число экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит «совершенство» и устойчивость фигурного или структурного объединения. К ним относятся ритмичность построения рядов, общность света и цвета и т. д. Действие всех этих факторов перцептивной организации подчиняется основному закону, названному Вертхеймером «законом прегнантности», который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым или четким формам, к простым и устойчивым состояниям.

Фолькельт (Volkelt) Иоганнес Эммануил (1848-1930) Немецкий философ, психолог и эстетик. Профессор в Йене, Базеле, Вюрцбурге, Лейпциге. В эстетике примыкал к психологическому направлению и разделял теорию вчувствования Ф.Т.Фишера и Т.Липпса. На протяжении всей своей жизни и деятельности Фолькельт не переставал интересоваться искусством. Один за другим он выпускает целый ряд трудов в области эстетики, которые принесли ему в Германии известность одного из видных представителей психологической эстетики.

К сожалению, в современной психологии мы не имеем еще достаточного количества работ, направленных на анализ детских восприятий. Поэтому еще затруднительно полностью представить совершенно новый материал на эту тему. С другой стороны, исследования ассоциативной школы психологии не утеряли своего значения как направленные на измерения отдельных элементов деятельности различных рецепторов. Поэтому мы будем давать указания и на эти опыты, излагая подробно исследования, проведенные Фолькельтом. Фолькельт указывает на то, что его опыты отнюдь не означают полного отсутствия детей восприятия формы отдельных фигур. Дети имеют в этом направлении то, что Кюльпе называет негативной абстракцией, но не в отношении самих форм по себе, а возможности установления отношений (в данном случае сходства) между ними. Метод срисовывания фигур (Methode des Darstellungsvergleichs), предложенный Фолькельтом, состоит в том, что дети индивидуально или целой группой срисовывают какую-нибудь геометрическую фигуру.


Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько методик. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраж ...

Проективная методика «Несуществующее животное»
Рисуночный тест я провела с ученицей 3 «Б» класса Кехтер Люды. Данный класс является коррекционным. Также я применила методику КРС (кинетический рисунок семьи). Ход исследования я отобразила в приложении № 8. Жалобы: девочка себя ведет очень агрессивно, не слушает преподавателя. В ходе исследования выяснилось, что данное поведение объяс ...

Методы исследования в психологии
Тема методов исследования в психологии труда в отечественной литературе чаще всего сводится к изложению истории вопроса (особое внимание уделялось, например, комплексному подходу В. М. Бехтерева, в соответствии с которым изучение профессии и ее требований к человеку должно проводиться совместно разными специалистами — врачами, инженерам ...