Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию потребностей. Их пять:

Ø физиологические потребности;

Ø потребность в безопасности и уверенности в будущем;

Ø социальные потребности (поддержка коллектива и т. п.);

Ø потребности в уважении, признании;

Ø потребности самовыражения (самоактуализации).

По А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения (движение идет вверх). Высшего уровня достигают всего лишь 1 % всех людей.

По теории К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три группы:

Ø потребности существования (в безопасности, физиологические потребности);

Ø потребности связи (принадлежность к группе, иметь друзей и т. д.);

Ø потребности роста (потребность в признании, самоутверждении).

Потребности располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях — вверх и вниз.

Теория Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает три потребности:

Ø потребность достижений (ставить цели, достигать их);

Ø потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми);

Ø потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели).

Элементы системы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют иерархии, оказывают взаимное воздействие.

В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов:

Ø внешние, или гигиенические (или факторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок, межличностные отношения, контроль за работой;

Ø мотивирующие — успех, возможности роста, работа сама по себе.

Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу.

Установление связей между потребностями и возможностями их удовлетворения выделяется у высших животных в особую функцию психики — способность конкретного мышления. Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельной психической способности.

Биологические потребности являются основанием для физической жизни, которая у человека дополняется материальными потребностями, или потребностями в материальных объектах самого разного рода.

[1] Сервисная деятельность. / Под общей ред. Романович В.К. – СПб.: Питер, 2005. – с.-16.

[2] Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. – М.: Дашков и К, 2005. – с.-54.

[3] Цит. по: Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-152.

[4] Романова И.А. Психология. – М.: Экзамен, 2004. – с.-23.

[5] Жаринов В.М. Философия и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор, 2005. – с.-24.


Какова роль предсознания во взаимодействии сознательного и бессознательного?
Всякий душевный процесс сначала существует в бессознательной стадии или фазе и только из нее переходит в сознательную фазу. Не обязательно, чтобы всякий бессознательный душевный процесс превращался в сознательный. Иными словами: отдельный процесс входит сначала в психическую систему бессознательного и может затем при известных условиях ...

Память. Процессы и механизмы памяти. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе
Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти ...

Важность стратегии
Если видение можно сравнить с поездом, а цели с рельсами, то стратегия – это план, маршрут для осуществления видения. Видение и цели, которые остаются только в разуме – это миф, и если мы хотим, чтобы они стали реальностью, их необходимо четко и ясно «нарисовать», как маршрут на бумаге. Очевидно, что легче ориентироваться на местности, ...