Заключение
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.
Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию потребностей. Их пять:
Ø физиологические потребности;
Ø потребность в безопасности и уверенности в будущем;
Ø социальные потребности (поддержка коллектива и т. п.);
Ø потребности в уважении, признании;
Ø потребности самовыражения (самоактуализации).
По А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения (движение идет вверх). Высшего уровня достигают всего лишь 1 % всех людей.
По теории К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три группы:
Ø потребности существования (в безопасности, физиологические потребности);
Ø потребности связи (принадлежность к группе, иметь друзей и т. д.);
Ø потребности роста (потребность в признании, самоутверждении).
Потребности располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях — вверх и вниз.
Теория Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает три потребности:
Ø потребность достижений (ставить цели, достигать их);
Ø потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми);
Ø потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели).
Элементы системы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют иерархии, оказывают взаимное воздействие.
В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов:
Ø внешние, или гигиенические (или факторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок, межличностные отношения, контроль за работой;
Ø мотивирующие — успех, возможности роста, работа сама по себе.
Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу.
Установление связей между потребностями и возможностями их удовлетворения выделяется у высших животных в особую функцию психики — способность конкретного мышления. Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельной психической способности.
Биологические потребности являются основанием для физической жизни, которая у человека дополняется материальными потребностями, или потребностями в материальных объектах самого разного рода.
[1] Сервисная деятельность. / Под общей ред. Романович В.К. – СПб.: Питер, 2005. – с.-16.
[2] Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. – М.: Дашков и К, 2005. – с.-54.
[3] Цит. по: Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-152.
[4] Романова И.А. Психология. – М.: Экзамен, 2004. – с.-23.
[5] Жаринов В.М. Философия и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор, 2005. – с.-24.
Что дают слова-ассоциации для анализа бессознательного?
1 Изучение ассоциаций являлось одной из первых тем психологии, приобретавшей облик экспериментальной науки. Испытуемый в этих опытах должен был отреагировать на предъявляемое ему слово-раздражитель первым пришедшим в голову другим словом, т. е. непосредственной вербальной реакцией. Связь между словом-раздражителем и словом-реакцией трак ...
Дидактические основы
активизации учения школьников
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических ...
Эмоциональное общение со взрослым как ведущая
деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...