Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию потребностей. Их пять:

Ø физиологические потребности;

Ø потребность в безопасности и уверенности в будущем;

Ø социальные потребности (поддержка коллектива и т. п.);

Ø потребности в уважении, признании;

Ø потребности самовыражения (самоактуализации).

По А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения (движение идет вверх). Высшего уровня достигают всего лишь 1 % всех людей.

По теории К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три группы:

Ø потребности существования (в безопасности, физиологические потребности);

Ø потребности связи (принадлежность к группе, иметь друзей и т. д.);

Ø потребности роста (потребность в признании, самоутверждении).

Потребности располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях — вверх и вниз.

Теория Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает три потребности:

Ø потребность достижений (ставить цели, достигать их);

Ø потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми);

Ø потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели).

Элементы системы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют иерархии, оказывают взаимное воздействие.

В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов:

Ø внешние, или гигиенические (или факторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок, межличностные отношения, контроль за работой;

Ø мотивирующие — успех, возможности роста, работа сама по себе.

Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу.

Установление связей между потребностями и возможностями их удовлетворения выделяется у высших животных в особую функцию психики — способность конкретного мышления. Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельной психической способности.

Биологические потребности являются основанием для физической жизни, которая у человека дополняется материальными потребностями, или потребностями в материальных объектах самого разного рода.

[1] Сервисная деятельность. / Под общей ред. Романович В.К. – СПб.: Питер, 2005. – с.-16.

[2] Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. – М.: Дашков и К, 2005. – с.-54.

[3] Цит. по: Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-152.

[4] Романова И.А. Психология. – М.: Экзамен, 2004. – с.-23.

[5] Жаринов В.М. Философия и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор, 2005. – с.-24.


Воздействие постгипнотических внушений и сигналов
После транса Джоан очнулась свежей и бодрой. Она помнила все слова врача, и все, что она сама говорила и думала. Ей хотелось похудеть с помощью гипноза. Психолог помог Джоан перебрать ее детские воспоминания, чтобы понять, что пища служила ей средством успокоить тревоги и душевный сумбур. Ознакомившись с техникой самогипноза, Джоан сде ...

Социологическое объяснение причин девиантного поведения.
Если биологическое объяснение девиации связано с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении. Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии Э. Дюркгейма. Он считал одной из причин суицида я ...

Взаимность выборов и удовлетворенность в общении.
Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько од­ноклассников симпатизируют ему, изъявляют желание с ним общаться, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению взаимны. Иными сло­вами, для ученика важно не только коли ...