Функции социального конфликтаСтраница 1
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Существуют объективные субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункцмональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.
Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур:
· конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;
· в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;
· конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу;
· в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;
· конфликты способствуют получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;
· внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять врагов и недоброжелателей;
· внутренние конфликты выполняют следующие функции:
a. создание и поддержание баланса сил;
b. социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
c. создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
d. адаптация и социализация индивидов и групп
e. группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
f. установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
g. установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров;
· конфликт выясняет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
Конфликт несет в себе негативные функции, когда:
· ведет к беспорядку и нестабильности;
· общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
· борьба ведется насильственными методами;
· следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
· возникает угроза жизни и здоровья людей.
К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются конфликты, затрудняющие принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.
Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:
Аффирмации
Говоря на доступном для всех языке, аффирмация – это позитивные утверждения, помогающие изменить наш образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. Произнесение аффирмаций является эффективным способом достижения счастья, любви, внутренней гармонии, здоровья и благополучия. Действует, как способ самовнушения; постоянно ...
Личность учащегося. План
изложения. Сегмент 1. Образовательные системы и
развитие личности. Социализация личности . Сегмент 2. Самоактуализация и
самотрансценденция личности.Социализация агрессии.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образова ...
Знание необходимых основ психогенетики. Введение в популяционную
генетику
Эволюция, идущая на уровне ниже вида (подвиды, популяции) и завершающаяся видообразованием, называется микроэволюцией (эволюция популяций под действием естественного отбора). Микроэволюционные явления и процессы нередко совершаются в относительно небольшие сроки и поэтому доступны для непосредственного наблюдения.
Эволюция на уровне си ...