Функции социального конфликта
Страница 1

Другая психология » Конфликтология » Функции социального конфликта

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Существуют объективные субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункцмональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур:

· конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;

· в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;

· конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу;

· в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;

· конфликты способствуют получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;

· внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять врагов и недоброжелателей;

· внутренние конфликты выполняют следующие функции:

a. создание и поддержание баланса сил;

b. социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

c. создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;

d. адаптация и социализация индивидов и групп

e. группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

f. установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

g. установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров;

· конфликт выясняет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

· ведет к беспорядку и нестабильности;

· общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

· борьба ведется насильственными методами;

· следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

· возникает угроза жизни и здоровья людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются конфликты, затрудняющие принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

Страницы: 1 2 3


Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность
Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М., 1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной специальностью только в 1985 году. И не мудрено, ...

Особенности личности подростков
2. Развитие самосознания ,формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я". 4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. 5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. 6. Повышенная возбудим ...

Концепция «человекознания» Б.Г. Ананьева. Содержание концепции Б.Г.Ананьева
Предметом данной концепции выступает индивидуальность, включающая индивид, личность и субъект. Основные задачи, решаемые данной концепцией: 1)Исследование человека как целого, как индивидуальности; 2)Исследование структуры личности; 3)исследование онтогенеза индивидуальности. Определение личности: «Личность – составляющая индивидуал ...