ВведениеСтраница 2
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономичесхих, политических и других изменений.
Поиск путей социальной адаптации личности к постоянно изменяющимся условиям жизни требует от ученых практической ориентации их исследований и разработок в сфере жизненного ориентирования.
Анализ социальных условий и факторов до сих пор не доводится до выявления их формирующего воздействия на жизненный путь личности; тем более не уделяется должного внимания изучению обратного влияния целеполагания и целедостижения человека на социальные изменения.
Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический /11/.
Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов и психологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте.
Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно.
В условиях социально-экономических изменений в российском обществе обнаружена динамика таких социально-психологических феноменов, как:
- повышение значимости и изменение места экономических ценностей в структуре ценностных ориентаций участников совместной трудовой деятельности;
- изменение значимости различных критериев взаимного сравнения (оценивания) членов трудовых коллективов;
- изменение оснований формирования авторитета руководителя трудового коллектива, а также социальных ожиданий по отношению к нему со стороны участников совместной трудовой деятельности;
- повышение социальной чувствительности членов трудовых коллективов к финансовым доходам своих руководителей;
- усиление, с одной стороны, внутригрупповой интеграции, а с другой - межгрупповой дифференциации;
- изменение психологических процессов принятия различных видов ответственности в группе.
Эта тема актуальна сегодня, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение и расширение сфер применения таких понятий как ценностная ориентация, направленности личности менеджера в формирующемся государстве.
Цель работы – рассмотреть особенности ценностных ориентаций, жизненных смыслов и личностной направленности менеджеров, активно вводящих инновации в работу. Внести рекомендации для улучшения профессионального отбора.
Объект исследования: менеджеры фирмы «LLADRÓ» , 50 человек, возраст 30-45 лет.
Предмет исследования: ценностные ориентации, жизненные смыслы и виды направленности личности менеджеров, вводящих инновации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие представления о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии.
2. Изучить особенности введения инноваций в организации.
3. Провести эмпирическое исследование менеджеров, вводящих инновации в работу.
Гипотеза исследования: менеджеры, активно вводящие инновации в свою работу, будут ориентированы на специфические ценностные ориентации, жизненные смыслы и направленность личности.
Методы исследования: Методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера), Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), Опросник измерения потребности в достижениях (Ю.М. Орлова), Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котлякова). Статистические методы: корреляционный, t-критерий Стьюдента.
Изложение результатов
Испытуемым была дана инструкция: «напишите 20 разных ответов на вопрос «Кто я». Отвечайте так, как вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов».
Ответы обрабатывались по каждой отдельно взятой анкете. Результаты анкетирования ...
Задание 3
Данное задание содержит две колонки: в левой колонке представлены познавательные психические процессы, а в правой их виды, свойства, закономерности. Каждому познавательному психическому процессу соответствует только одна характеристика из правой колонки. Определите данное соответствие и обоснуйте свой выбор.
1. Воображение А. Адаптация ...
Психологические и педагогические
основы профессиональной ориентации старшеклассников
Подростковый и ранний юношеский возраст можно считать сензитивным для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков. Ни в одном другом возрасте они не развиваются с такой легкостью и быстротой и так надолго не закрепляются в памяти, как в эти школьные годы.
В подростковом и юношеском возрасте детьми приобретаютс ...