Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике его возникновения
Страница 1

Другая психология » Влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности » Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике его возникновения

Проведенное исследование позволило разработать рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике возникновения, которые представлены в виде тренинга, проведенного с сотрудниками ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ».

Целью тренинга является повышение уровня стрессоустойчивости, и создание положительной «Я-концепции».

Задачи тренинга:

1. Развитие способности принимать себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами.

2. Развитие способности понимать внутренний мир другого человека.

3. Развитие умения управлять своим поведением, «подавать себя» в общении с окружающими людьми, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ожидаемый результат:

1. Повышение значимости профессиональных ценностей.

2. Переоценка качества жизни (повышение активности, расширение интересов).

3. Повышение уровня ответственности за свои действия и поступки в различных сферах и областях жизнедеятельности: в области преодоления жизненных трудностей, неудач, межличностного общения; в области здоровья.

Тренинг рассчитан на 18 часов и включает в себя 3 встречи по 6 часов.

Группа должна иметь закрытый характер, т.е. новые участники не принимаются. Состав участников от 10 до 14 человек.

В тренинге используются ролевые игры, игры и упражнения, способствующие самораскрытию участников группы, подвижные игры для эмоциональной разрядки, а также упражнения на релаксацию и снятие нервного напряжения.

Основные правила тренинга:

1. Единая форма обращения – «ты», что психологически уравнивает всех членов группы.

2. Принцип «здесь и теперь» – говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.

3. Персонификация высказываний – заменяем высказывания типа: «большинство моих друзей считают, что…» или «некоторые думают, что…» суждениями «я считаю, что…» или «я думаю, что…».

4. Искренность в общении – говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность – все, что происходит во время занятий, не выносится за ее пределы. Это способствует самораскрытию участников.

6. Определение сильных сторон личности – во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

7. Недопустимость непосредственных оценок.

Перед началом тренинга и после него рекомендуется провести тестирование методиками, представленными в теоретической части. Возможна замена некоторых методик другими, требующимися для данной конкретной ситуации. В ходе рассмотрения сложившейся на момент проведения тренинга ситуации также возможны замены упражнений.

Состав тренинга носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Для контроля изменений состояния участников тренинга предусматривается дополнительное тестирование через 3,6,9,12 месяцев, а при необходимости проведение повторного тренинга через год.

Вероятность того, что данный тренинг даст положительный результат, велика, так как исследования в этой области проводятся не одно десятилетие, и все действия, которые были направлены на преодоление СЭВ, имели положительные отзывы [17, 32, 45, 57].

Программа тренинга

Занятие №1.

Цель занятия – создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы, развивать чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе, снять эмоциональную напряженность.

1. «Знакомство»

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть имя. В дальнейшем, на всем протяжении занятий, участники прикрепляют карточку с именем к груди.

Затем участники садятся в круг и, поочередно представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.д.)

2. «Принятие правил группы»

Обсуждаются перечисленные выше правила, что не исключает введение и принятие новых.

Все участники высказывают свое мнение о правилах и говорят, принимают они их или нет. Занятия не рекомендуется начинать до тех пор, пока все члены группы не придут к единому мнению.

Здесь же требуется определить время работы и отдыха.

Во время тренинговых занятий никто не покидает группу.

Страницы: 1 2 3 4


Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько методик. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраж ...

Группа эпилептоидов
Самыми характерными свойствами этого типа психопатов психологи считают: во-первых, крайнюю раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости, во-вторых, приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева) и, в-третьих, определенно выраженные так называемые моральные дефекты (антисоциальные установки). Обычно ...

Тест школьной тревожности Филлипса
Был получен запрос от классных руководителей 9 классов проверить у учащихся уровень тревожности, т.к. в этом году им предстоит сдать ПГК. Для диагностики мы использовали выбранный нами опросник школьной тревожности Филлипса. Удалось провести данный опрос одновременно, т.к. задание поручили классным руководителям. С интерпретацией у мен ...