Заключение
Проведенное исследование показало, что сотрудники ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ», которые являются медицинскими работниками, представляют собой профессиональную группу риска формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует развитию у них состояний дезадаптации и СЭВ.
Достаточно часто СЭВ проявляется как феномен профессиональной адаптации, но он не является обязательным атрибутом медицинской деятельности. СЭВ способствует низкая организация труда, плохие профессиональные отношения в коллективе, чрезмерно завышенные требования к себе и к результатам своей деятельности при неумении отдыхать и несформированности здоровье-сберегающего поведения, неудовлетворенность работником уровнем реализации основных потребностей и низкая оценка качества жизни.
Совокупность индивидуально-психологических качеств, стресс-преодолевающего поведения, факторов среды и профессии могут способствовать инициации и формированию СЭВ. Поэтому, очень важно научить человека справляться с проявлениями СЭВ.
Большое значение для предупреждения СЭВ является оценка его начальных проявлений с помощью различных методик, направленных на выявление этой проблемы.
Для этого необходимо определять копинг-стратегии поведения личности, сопоставлять их с уровнем эмоционального выгорания, и, если это необходимо, корректировать их в сторону адаптивных и конструктивных.
Наряду с этим, нужно проводить специальные тренинги преодоления СЭВ, снимающие эмоциональное напряжение и обучающие человека поведению, помогающему сохранить здоровье в условиях хронического стресса.
Анализ данных эмпирического исследования позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что выбор адекватных копинг-стратегий может предотвратить или остановить эмоциональное выгорание личности.
Так, у 40% испытуемых полностью сформирована фаза резистенции, у 38% она находится в стадии формирования, и не сформирована только у 22%. Фаза напряжения не сформирована у 60% испытуемых, находится в стадии формирования у 15% и сформировалась у 25%. Фаза истощения не сформирована у 53% испытуемых, находится в стадии формирования у 28% и сформирована у 19%.
У подавляющего числа испытуемых копинг-механизмы адаптивные (эмоциональные – 81%, когнитивные и поведенческие по 63%). Это свидетельствует о том, что осознанный выбор стратегии поведения испытуемых склоняется в сторону конструктивных.
Можно сделать вывод о том, что испытуемые, у которых сформировались фазы эмоционального выгорания, или сложились симптомы, доминирующие в синдроме, используют в свое жизни чаще неадаптивные или относительно-адаптивные копинг-механизмы.
На основании полученных данных был разработан и проведен тренинг по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике возникновения.
Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи были решены, цель исследования достигнута.
Самочувствие личности в группе
Под самочувствием личности в группе понимается то общее пcиxoлoгичecкoe состояние, эмoциoнaльный и моpaльный настрой, кoтopый y нее доминирует в результате длительного пpeбывaния в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат.
C помо ...
Познавательная деятельность младших школьников
Познавательная деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательная активность становится основой положительного отношени ...
Цели и задачи
образования в разные периоды развития. Понятие амплификации развития
Разработка целей различной степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной практике — важная задача педагогики. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:
Ø цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями ...