Эмоционально-оценочные отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным параличом
Страница 1

Другая психология » Эмоционально-оценочное отношение матери с подростком, страдающим детским церебральным параличем » Эмоционально-оценочные отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным параличом

Нарушение в эмоционально-оценочной сфере приводит к тому, что человек начинает испытывать переживание эмоционального неблагополучия; оно распространяется на основные сферы его жизнедеятельности в виде эмоционально-негативной оценки себя, своих результатов и далее обусловливает нарушения всей системы его отношений. Наглядно эти нарушения проявляются в неадекватных способах поведенческого реагирования на жизненные ситуации матери, эмоциональная функция которой «программирует» базовые представления ребенка о себе, в дальнейшем определяя процесс его социализации и, что опасно, начинают выступать в качестве фактора, приводящего к психической травматизации личности, проявляясь в ипохондрических, неврастенических, психопатических, параноидных и прочих симптомах. Считается, что в психической деятельности человека в условиях повторяющейся обстановки возникает динамический стереотип, который запечатлевает определенный опыт и обеспечивает фиксацию определенных эмоционально-оценочных отношений.

Исходя из этого положения, под нашим руководством было проведено исследование эмоционально-оценочного отношения между матерью и подростком, страдающим детским церебральным параличом (ДЦП). Предполагалось, что взаимоотношения матери и подростка обусловлены эмоционально-оценочным отношением матери к себе и имеют определенное влияние на характер взаимодействия с ним. Основные методы, использованные для решения поставленных задач, были: сочинение «Мой ребенок — инвалид». Метод цветовых выборов (адаптированный вариант цветового теста Люшсра) опросник «Подростки о родителях». В исследовании принимали участие умственно сохранные дети-инвалиды с диагнозом ДЦП и их матери или лица, их заменяющие г. Казани и г. Ульяновска (109 человек). Возраст матерей варьировал от 20 до 60 лет. У более чем 50% матерей — рождение ребенка в возрасте от 18 до 25 лет. Четыре женщины родили своего ребенка в возрасте от 36 до 40 лет. Большинство матерей (70%) из полной семьи: абсолютное большинство (70%) имеют одного ребенка; 50% матерей после рождения ребенка-инвалида оставили свою профессиональную деятельность и стали домохозяйками; 60% матерей имеют среднее специальное или высшее образование.

Анализ результатов показал высокий уровень энергозатрат у большей части испытуемых (70%). Об этом говорит расположение «рабочей группы» цветов (красный, желтый, зеленый) в начале ряда предпочтений. Наличие чувства повышенной тревоги, страдания, страха свойственно 82,5% обследованных. Эти переживания обусловливаются подавленным состоянием, неудовлетворенностью субъективно значимых потребностей в активности, в успешности, в самовыражении. С одной стороны, проявляется компульсивность в плане энергичной защиты своих позиций, демонстрации оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей — значения ВК > 1 в 64,5% случаев. С другой стороны, выраженное проявление различных компенсаций, таких как неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств — ВК < 1, свидетельствующее об установке на минимизацию усилий, восстановление и самосохранение, — в 36% случаев.

Анализ сочинений и записей бесед с матерями показывает, что родительские позиции в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, имеют ряд специфических свойств, отражаемых в родительской позиции: преобладание негативного эмоционального фона, а также негативных оценок ребенка. В основном матери центрируются на прошлом и будущем, игнорируя настоящее. Характеристики ребенка несут факт приписывания ему качеств: «эгоизма с рождения», «несамостоятельности», «болезненности и зависимости». Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей или указания на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, специфическое игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения, что особенно выявляется в реакциях на детский страх. Контент-анализ высказываний матерей показал ригидность в способах воздействия на ребенка: 64% матерей не изменяют формы наказания без учета ситуаций и возраста ребенка. Воспитательные воздействия направлены главным образом на лечение ребенка, уход за его физическим состоянием и решение сиюминутных проблем, связанных с послушанием.

Страницы: 1 2


Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Особенности психического развития детей старшего дошко
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уваже ...

Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева
Отношение – это связь субъекта с объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Эмоциональный компонент – Отражает переживание отнош ...

Межличнocтные отношения в группах и коллективах
Особое внимание в ходе социально-психологического изyчeнии групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они делятся нa oфициaльныe и нeoфициaльныe, oтношeния руководства и подчинения (в частности, лидерства), делoвыe и личные, paциoнaльныe и эмoциoнaльныe. Oфициaльными называют отношения, возникающие между людьми нa должностной осно ...