Эмоционально-оценочные отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным параличом
Страница 1

Другая психология » Эмоционально-оценочное отношение матери с подростком, страдающим детским церебральным параличем » Эмоционально-оценочные отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным параличом

Нарушение в эмоционально-оценочной сфере приводит к тому, что человек начинает испытывать переживание эмоционального неблагополучия; оно распространяется на основные сферы его жизнедеятельности в виде эмоционально-негативной оценки себя, своих результатов и далее обусловливает нарушения всей системы его отношений. Наглядно эти нарушения проявляются в неадекватных способах поведенческого реагирования на жизненные ситуации матери, эмоциональная функция которой «программирует» базовые представления ребенка о себе, в дальнейшем определяя процесс его социализации и, что опасно, начинают выступать в качестве фактора, приводящего к психической травматизации личности, проявляясь в ипохондрических, неврастенических, психопатических, параноидных и прочих симптомах. Считается, что в психической деятельности человека в условиях повторяющейся обстановки возникает динамический стереотип, который запечатлевает определенный опыт и обеспечивает фиксацию определенных эмоционально-оценочных отношений.

Исходя из этого положения, под нашим руководством было проведено исследование эмоционально-оценочного отношения между матерью и подростком, страдающим детским церебральным параличом (ДЦП). Предполагалось, что взаимоотношения матери и подростка обусловлены эмоционально-оценочным отношением матери к себе и имеют определенное влияние на характер взаимодействия с ним. Основные методы, использованные для решения поставленных задач, были: сочинение «Мой ребенок — инвалид». Метод цветовых выборов (адаптированный вариант цветового теста Люшсра) опросник «Подростки о родителях». В исследовании принимали участие умственно сохранные дети-инвалиды с диагнозом ДЦП и их матери или лица, их заменяющие г. Казани и г. Ульяновска (109 человек). Возраст матерей варьировал от 20 до 60 лет. У более чем 50% матерей — рождение ребенка в возрасте от 18 до 25 лет. Четыре женщины родили своего ребенка в возрасте от 36 до 40 лет. Большинство матерей (70%) из полной семьи: абсолютное большинство (70%) имеют одного ребенка; 50% матерей после рождения ребенка-инвалида оставили свою профессиональную деятельность и стали домохозяйками; 60% матерей имеют среднее специальное или высшее образование.

Анализ результатов показал высокий уровень энергозатрат у большей части испытуемых (70%). Об этом говорит расположение «рабочей группы» цветов (красный, желтый, зеленый) в начале ряда предпочтений. Наличие чувства повышенной тревоги, страдания, страха свойственно 82,5% обследованных. Эти переживания обусловливаются подавленным состоянием, неудовлетворенностью субъективно значимых потребностей в активности, в успешности, в самовыражении. С одной стороны, проявляется компульсивность в плане энергичной защиты своих позиций, демонстрации оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей — значения ВК > 1 в 64,5% случаев. С другой стороны, выраженное проявление различных компенсаций, таких как неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств — ВК < 1, свидетельствующее об установке на минимизацию усилий, восстановление и самосохранение, — в 36% случаев.

Анализ сочинений и записей бесед с матерями показывает, что родительские позиции в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, имеют ряд специфических свойств, отражаемых в родительской позиции: преобладание негативного эмоционального фона, а также негативных оценок ребенка. В основном матери центрируются на прошлом и будущем, игнорируя настоящее. Характеристики ребенка несут факт приписывания ему качеств: «эгоизма с рождения», «несамостоятельности», «болезненности и зависимости». Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей или указания на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, специфическое игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения, что особенно выявляется в реакциях на детский страх. Контент-анализ высказываний матерей показал ригидность в способах воздействия на ребенка: 64% матерей не изменяют формы наказания без учета ситуаций и возраста ребенка. Воспитательные воздействия направлены главным образом на лечение ребенка, уход за его физическим состоянием и решение сиюминутных проблем, связанных с послушанием.

Страницы: 1 2


В чем отличие детских страхов?
Инфантильные переживания имеют свое собственное значение. При детских неврозах фактор временного сдвига назад очень снижается или совсем отпадает, когда заболевание возникает как непосредственное следствие травматических переживаний. Неврозы у детей встречаются очень часто, гораздо чаще, чем думают. Их нередко не замечают, оценивают как ...

Дальнейшие тезисы к практике индивидуальной психологии
Таким образом, мы приходим к следующим положениям: I. Любой невроз может пониматься как ошибочная с точки зрения культуры попытка избавиться от чувства неполноцен­ности, чтобы обрести чувство превосходства. II. Путь невроза не ведет к социальной активности, он не направлен на решение имеющихся жизненных вопросов, а ско­рее упирается в ...

Внимание как психическое состояние. Свойства и виды внимания. Развитие внимания в онтогенезе
Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, с ...