Проблемы развития научного знания о факторах репродуктивного поведения

Другая психология » Репродуктивное поведение личности и семьи » Проблемы развития научного знания о факторах репродуктивного поведения

Анализ факторов показал, что рождаемость в течение многих лет снижалась, причем те довольно значительные изменения в половозрастной структуре населения, которые способствовали снижению рождаемости, не являются решающими в этом процессе. Основные причины снижения рождаемости состоят в изменении социально-экономических факторов, которые, хотя и не воздействуют непосредственно на потребность в детях, но, в конечном счете, эту потребность обусловливают. Изменения в социально-психологической сфере влияют на репродуктивное поведение, но сами изменения репродуктивной установки не происходят внезапно и на пустом месте. Их основа – социально-экономическая жизнь общества и улучшение социально-экономических процессов.

В трудах З.А. Янковой и М.Г. Панкратовой рассматриваются особенности функционирования семьи и ее репродуктивного поведения в городской и сельской местности. Проблемы брачно-семейных отношений, влияющих на репродуктивность (брак, развод, его факторы, причины, мотивы и социальные последствия), широко представлены в трудах Т.А. Гурко, СИ. Голод, И.Ф, Дементьевой, А.А. Петракова, А.Б. Синельникова, БД. Урланис, Джеймс Ч. Добсона, Лоуренса Д. Крабб и др. Они выявили такое понятие как брачно-семейная мораль, которая предусматривает более ответственное отношение к созданию семьи, требует, чтобы мужчина был в состоянии ее содержать, придает большое значение согласию родителей на брак и негативное отношение к разводу. Все эти моральные нормы составляют целостную систему; нельзя изменить какую-то одну из них, не затрагивая при этом всех остальных.

Теоретические исследования А.Г. Вишневского, Г.П. Киселева, О.Д. Захарова, В.П. Пискунова, B.C. Стешенко, СИ. Пирожкова и др. существенно дополняют наши представления о социально-демографической структуре современного общества и являются основой для адекватного анализа взаимосвязей между обществом и семьей.

Но в социально-экономических и культурно-традиционных детерминантах развития репродуктивного поведения в его регионально-этническом срезе ещё остается много неизученного, что значительно затрудняет научное прогнозирование воспроизводства населения и разработку действенной демографической политики.

Источник, питающий простое человеческое любопытство, а вместе с ним и научный интерес к проблеме рождаемости, с точки зрения воспроизводства населения имеет в своём основании два следующих фактуальных положения – это неуклонный рост численности населения Земли за всю историю существования человечества, а также падение рождаемости в некоторых странах, наблюдаемое в последние десятилетия. На обыденном языке саму проблему, как правило, связывают либо с перенаселением Земли в целом, либо с депопуляцией какой-либо территории в частности. Сколько-нибудь более серьёзный подход побуждает исследователей рассматривать проблему как противоречие.

Явление рождаемости может служить источником противоречий двоякого рода: как проблема высокой и низкой рождаемости. Исторически на проблему высокой рождаемости обратили внимание раньше, когда капиталистический строй в Англии сделал проблему избыточного населения в XVIII в. особенно актуальной.

Высокая рождаемость, ограниченность ресурсов, нехватка рабочих мест создают проблему, точнее, целый узел проблем, связанных с так называемым избыточным населением. Противоречие проявляется в том, что наличная экономическая действительность не соответствует демографическому требованию – давлению со стороны численности и состава населения, а демографическая структура, в свою очередь, не соответствует структуре экономической и уровню развития производительных сил данного общества.

Весомый вклад в развитие взглядов на проблему оснований рождаемости был положен Т. Мальтусом в его работе «Опыт о законе народонаселения…» (1798). Мальтус считал, что чем больше людей рождается, тем меньше средств существования приходится на долю каждого и, соответственно, тем выше ощущается переизбыток рабочей силы или, что одно и то же, нехватка рабочих мест. Естественным препятствием бесконтрольного процесса размножения у животных, как известно, выступает внешняя среда, которая задаёт меру и предел численности любого биологического вида. Население также способно увеличиваться до тех пор, пока, наконец, не встретит препятствие на своём пути. Таким естественным препятствием рождаемости у человека предстаёт, по Мальтусу, ограниченное число рабочих мест на рынке труда, который «естественным» образом регулирует распределение ресурсов среди населения. Проблема состоит в том, что механизм этого рынка вступает в действие уже после того, как определённое количество людей существует, а достаточное количество пищевых ресурсов ещё не произведено. Несвоевременность возникновения ресурсов (или преждевременное появление людей) Мальтус связывает с тем, что воспроизводство человеческих индивидов подчиняется биологическому закону роста населения, а производство средств существования – экономическим законам убывающего плодородия почвы и производительности последующих затрат. На основе этого противоречия Мальтус формулирует так называемый «естественный» закон, согласно которому увеличение численности населения происходит как бы стихийно, с геометрической прогрессией, подобно взрыву, а экономический рост, напротив, совершенно не напоминает взрыв, а подобен, пожалуй, медленному и трудному подъёму в гору. При этом увеличение средств существования возможно лишь в арифметической прогрессии.


Выводы:
1) Психологический стресс воздействует на людей индивидуально то, что является стрессогенной ситуацией для одного человека, для другого может быть нормой жизни. 2) Степень и сила воздействия оценивается человеком исходя из своего личного опыта, особенностей когнитивных процессов в смысле возможности и способностей для преодоления стрес ...

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игры, ее развитие
Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обусловливает появление деятельности в плане воображения. Так возникает игра. Заслуга культурно-исторического и психологического анализа детской игры в отечественной психологии принадлежит Д. Б. Эльконину[13 ...