Структура репродуктивного поведения личности. Репродуктивное поведение

Другая психология » Репродуктивное поведение личности и семьи » Структура репродуктивного поведения личности. Репродуктивное поведение

Репродуктивное поведение людей одного поколения на протяжении плодовитости определяет реальность рождаемого поколения.

Рождаемость в населении в определенный момент времени обусловлена репродуктивным поведением одновременно живущих поколений.

Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, определяющих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака.

Термин «репродуктивное поведение» применяется, прежде всего, для обозначения тех действий и отношений, которые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют другую сторону репродуктивного поведения и традиционно обозначаются как «регулирование рождаемости», «планирование семьи». В теории репродуктивного поведения эти моменты иногда объединяются понятием «контрацептивное поведение».

Репродуктивное поведение имеет своим непременным условием физиологическую сторону деторождения – плодовитость. При нормальной плодовитости и таком репродуктивном поведении, при котором становится ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развертывается последовательно и заканчивается живорождением.

При пониженной плодовитости затягивается наступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т.е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или нескольких предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений.

Типы репродуктивного поведения:

1) многодетное – потребность в пяти и более детях;

2) среднедетное – потребность в 3–4 детях;

3) малодетное – потребность не более чем в 2 детях.

4) Средне ожидаемое (планируемое) число детей характеризуется реальными намерениями, репродуктивными планами людей и семей с учетом конкретных обстоятельств.

Анализ структуры репродуктивного поведения личности и семьи позволяет понять, как складывается главный результат репродуктивного поведения – итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни.

Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране.

Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействие текущих условий жизни и условий прошлых лет.

Условия жизни непосредственно влияют на повседневные семейные ситуации, которые становятся условиями реализации потребности в детях.

Текущие условия определяют события репродуктивного цикла, а через детскую смертность – степень соответствия числа рождений числу имеющихся в семье детей.

Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая, как правило, остается неизменной на протяжении жизни одного человека.

Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации репродуктивного поведения личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определенного числа детей и принятые в различных социальных и социально-психологических группах. Изучение репродуктивного поведения производится с помощью социологических и социально-психологических методов при проведении выборочных опросов населения.


«Шестнадцать личностных факторов» опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF). Обзор
Опросник личностный. Впервые опубликован Р. Кэттелломв 1950 г., последнее переработанное руководство к тесту вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавт.). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А счит ...

Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детство, отрочество, взрослость)
Кризис развития — возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых — собственных способностей. Кризисы новорожденное (одного года), раннего детства (трех лет), отрочества (подростковый кризис), молодости, зрелости — виды кризисов развити ...

Чем внешние раздражители отличаются от внутренних (соматофизиологических)?
Можно сказать, что сновидение является реакцией на мешающее сну раздражение. Как мы уже знаем, это единственный момент, где нам на помощь может прийти точная экспериментальная психология; она приводит доказательства того, что раздражения, произведенные во время сна, проявляются в сновидении. Совершенно безразлично, чем нарушается сон, ...