Показатели уровня рождаемостиСтраница 1
Прежде чем перейти к показателям рождаемости, необходимо указать основные источники информации о рождаемости.
Информация о рождаемости получается из разнообразных источников демографической статистики:
1) переписи населения;
2) текущий учет рождений специальными учреждениями;
3) выборочные обследования населения.
Важным источником информации служат переписи населения, в материалах которых содержатся сведения о числе рожденных и живых детей на момент переписи, их возрасте или датах рождения, а также о датах заключения и прекращения брака.
При наличии таких данных можно получить кумулятивные коэффициенты рождаемости в реальных поколениях, дающие подробную информацию об ее уровне и дифференциации по разным группам населения.
Хотя текущий учет и дает сведения о составе родившихся по характеристикам родителей, но измерить рождаемость можно, только сопоставив данные этого учета с данными переписи или текущей оценки численности тех или иных групп населения.
Измерение рождаемости производится с помощью коэффициентов и таблиц рождаемости. Рождаемость может быть описана системой качественных и количественных характеристик.
Качественные характеристики выделяют типы рождаемости, соответствующие различным историческим типам репродуктивного поведения и типам воспроизводства населения.
В этих случаях рождаемость характеризуется наличием или отсутствием планирования супругами числа детей в семье. Рождаемость в поколении может ограничиваться деторождением только у замужних женщин или, наоборот, мало зависеть от брачного состояния. При разных типах рождаемости ее количественные параметры могут быть идентичны, однако методы описания и измерения должны отличаться.
Количественные характеристики выделяют коэффициенты рождаемости. Это измерители уровня рождаемости и определяются как отношение числа живорожденных детей к средней численности населения за период.
Как и другие коэффициенты интенсивности демографических процессов, коэффициенты рождаемости классифицируются на следующие группы:
1) общий коэффициент рождаемости;
2) специальные (мужские и женские);
3) частные (возрастные, кумулятивные и др.).
Общий коэффициент рождаемости
К = (
N
/ Т
х Р) х 1000,
где Т – число родившихся в этот период детей;
Т – период (лет);
Р – численность населения на середину периода (среднегодовая численность населения).
По примерной шкале оценки, предложенной Б.Ц. Урланисом и В.А. Борисовым, общие коэффициенты меньше 16 промилле считаются низкими; 16–24 промилле – средние; 25–29 промилле – выше средних; 30–39 промилле – высокие; 40 и более промилле – очень высокие.
Величина общего коэффициента рождаемости зависит от многих факторов, например, от интенсивности процесса рождаемости, половозрастной структуры, брачной структуры и т.п. Поэтому данный показатель дает лишь приблизительное представление об уровне рождаемости.
Специальные коэффициенты рождаемости
F
= (
N
/ Т
х
W
)
х 1000,
где F – специальный коэффициент рождаемости;
N – число родившихся за период;
Т – период (лет);
W – число женщин репродуктивного возраста (15–49 лет).
Величина специального коэффициента рождаемости зависит от возрастной структуры женщин 15–49 лет. Уровень рождаемости в 15 лет – минимальный; между 20–30 годами достигает максимума; к 50-ти годам сходит на нет.
Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается иногда и для мужчин – FМ:
FM
= (
N
/ Т
х М) х 1000,
где FM – специальный коэффициент рождаемости для мужчин;
N – число родившихся за период;
Т – период (лет);
М – численность мужчин 15–49 лет.
Обычно данный показатель оказывается большим, чем специальный коэффициент рождаемости, т. к. мужчин в возрасте 15–49 лет, как правило, меньше, чем женщин, вследствие их более высокой смертности.
Возрастной интервал для мужчин иногда берется 15–54 или 15–59 лет, т. к. верхний предел репродуктивного возраста мужчин очень условен. В таких случаях специальные коэффициенты рождаемости мужчин и женщин несопоставимы.
Проявление личности в раннем возрасте
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный ...
Мотивация взаимоотношений с детьми и родителями
Нереализованные возможности человека, достигшего периода средней взрослости, начинают связываться с достижениями детей, воплощаясь в двух наиболее распространенных вариантах:
1. Самореализация через достижения детей, которые основываются на их собственном выборе и потенциальных способностях.
2. Подмена собственной мотивации роста стим ...
Психологическая оценка
метода поощрения и наказания в воспитании
Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных. Если на практике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться отрицательные. Если, напротив, учебно-воспи ...