Общее представление о девиантном поведении, причины

Другая психология » Основные формы отклоняющего поведения » Общее представление о девиантном поведении, причины

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанное с нарушением социальных норм и правил поведения.

Девиация присуща как человеку, так и окружающему миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет собой взаимодействие его с окружающей средой, опосредованной внешней и внутренней активностью человека. То есть девиантное поведение антидисциплинарно.

Необходимость в регулировании людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностью человека и возможностью их удовлетворения.

Стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей и является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям не соответствующим общепринятым нормам поведения. Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Основные факторы девиантного поведения:

Внешний -

это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод и определённая субкультура тех или иных слоёв общества.

Внутренний -

психологические причины; неудовлетворённые просоциальные потребности, создающие внутренний конфликт личности ведёт к формированию деформированных и аномальных потребностей. Неудовлетворённая потребность, стремление занять достойное место в семье приводит к шутовству, негативным формам самоутверждения, отчаянности.

Социально-экономический -

жизнь, в которую нас окунули стихия рынка, расслоение общества, безработица, неуверенность в завтрашнем дне. Всё больше по дорогам благословенной Беларуси снуёт раскошных иномарок. Но вместе с ними в нашу жизнь вошли бомжи, проститутки, наркоманы, число которых, как и число иномарок не имеет тенденции к сокращению. Сегодня дозволено всё: продавать и продаваться, покупать и покупаться, строить дорогие особняки и тянуть руку за подаянием. Нас всё глубже втягивает ирреальный причудливый мир, где понятия добра и зла размыты до неузнаваемости. Непросто мы, белорусы, стремимся набить собственные карманы, обходя и отталкивая других. Но приходится, и именно отсюда проистекают всевозможные досадные издержки.

Неблагополучие семьи -

дисгармоничный стиль внутрисемейных отношений.

Морально-этнический -

низкий морально—нравственный уровень современного общества, разрушение духовных ценностей в утверждении психологии «вещизма», падение нравов с одной стороны, с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Таким образом, можно сказать, что девиантное поведение - нормальная реакция на ненормальные условия для человека, в которых он оказался.


Диагностика межличностных отношений в школе
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители. Иногда “треугольник” превращается в “многоугольник”. Социально-психологический подход к анализу межличностных отношений в школе предполагает исследование ролевых ожиданий, ценностных установок, проявляющихся в процессе обучения и ...

Формирование познавательной активности в обучении
Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательной активности для школьник ...

Индивидуализация и дифференциация обучения в школе
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное взаимодействие учителей и учащихся. Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели — передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развити ...