Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Страница 1

Другая психология » Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности » Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции по­мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его вне­запным страхом, кто-то неудачно выступил публич­но, так как не сумел преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережи­ваний приятного процесс и результаты практичес­кой деятельности, направленной на удовлетворе­ние его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи кото­рого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих по­требностей. При этом самая старая по происхожде­нию, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных пережива­ний — это удовольствие, получаемое от удовлетво­рения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обо­стрении соответствующей потребности[4,78].

Эмоции являются специфической реакцией орга­низма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13] в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.

Первый — это компонент эмоционального воз­буждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит со­бытие, имеющее значение для субъекта, это приво­дит к возникновению (или увеличению) возбужден­ности, общему изменению скорости и интенсивнос­ти протекания психических, моторных и вегетатив­ных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъек­та — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрица­тельная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процес­са заключается в побуждении действий, поддержи­вающих контакт с позитивным событием, отрица­тельного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфи­ческими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компо­нента эмоциональные реакции или вызванные эмо­циями особые формы поведения приобретают спе­цифический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психо­логи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной сис­темы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперимен­ты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров поло­жительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский Я[13]. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризу­ют его как внутреннее состояние, как акт регуля­ции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.

Аффект — это наиболее мощная эмоциональ­ная реакция; проявляется как сильное, бурное и от­носительно эмоциональное кратковременное пере­живание. Аффект полностью захватывает всю пси­хику человека и предопределяет реакцию на ситуа­цию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздей­ствующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуп­равляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат­ной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в резуль­тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Страницы: 1 2


Что же такое Закон Притяжения, как он работает?
Если рассуждать с точки зрения физики, то мы всегда находимся под действием всемирного тяготения. И он работает постоянно, везде, хотим мы этого или нет. Так и Закон Притяжения работает – всегда и везде, без исключения. Закон Притяжения гласит: подобное притягивает подобное! Это сложно будет принять тем, у кого в сознании укрепилось ут ...

Определение сформированности культуры поведения и отношений детей старшей группы
I этап опытно –практической работы. Цель: Определить уровень сформированности культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшей группы. 1. Сделать анализ условий воспитания культуры поведения детей старшего дошкольно ...

Чем внешние раздражители отличаются от внутренних (соматофизиологических)?
Можно сказать, что сновидение является реакцией на мешающее сну раздражение. Как мы уже знаем, это единственный момент, где нам на помощь может прийти точная экспериментальная психология; она приводит доказательства того, что раздражения, произведенные во время сна, проявляются в сновидении. Совершенно безразлично, чем нарушается сон, ...