Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Страница 2

Другая психология » Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности » Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероят­ные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий харак­тер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной си­туации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и за­вершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправ­ленному поведению.

Положительные эмоции возникают, когда реаль­ный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный ре­зультат, и наоборот, недостаток реального результа­та, несовпадение с ожидаемым — приводит к от­рицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отече­ственным психологом C. Самыгиным[16].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха разви­вается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Та­кое состояние называется фобией.

Страницы: 1 2 


Положительное воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный ...

Новообразования младенческого возраста
Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется " ...

Организация и проведение занятий. Урок самопознания
По плану рабочей программы необходимо провести одно зачетное занятие по психологии для отработки умений и навыков преподавания. Я поводила урок самопознания в 8 «А классе». Тема урока «Истоки уважения». Цель: углубить и расширить представления учащихся об уважении к другим через уважение к себе. Задачи: углубление знаний об истоках уваж ...