Воля в процессе управления
Страница 2

2) в трудном мире, где существуют разнообраз­ные препятствия, требуются волевые усилия по пре­одолению препятствий реальной действительнос­ти, нужно терпение, но сам человек внутренне спо­коен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внут­реннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомне­ний, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомне­ний для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Воле­вое действие здесь выступает как принятое к осу­ществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного мира»;

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодо­левая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисцип­линированность, мужество.

В управленческой деятельности необходимо со­блюдать следующие правила:

1) обеспечивать условия для успеха деятельнос­ти работника, но не облегчать существенно ему задания;

2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от дос­тигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;

3) объяснять, в чем заключается целесообраз­ность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предостав­лять возможность работнику самостоятельно при­нимать решения в разумных пределах[9].

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствую­щие уроки на будущее относительно способов дос­тижения цели, затраченных усилий.

Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средст­во регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его по­тенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и пережива­ются субъектом в форме психических состояний. Понятием со­стояния обозначается наиболее интегративная форма организа­ции всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это — вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний за­нимается специальная отрасль психологии — психология функ­циональных состоянии.

В изучении управленческой деятельности наиболее существен­но то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в дея­тельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчет­ливой форме. В психологии функциональных состояний сущест­вуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положитель­ные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

Страницы: 1 2 3 4


Воображение и творчество. Виды воображения. Особенности воображения в онтогенезе
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека на ...

Задание 4
В городской прокуратуре расследуется уголовное дело по обвинению Елисеева в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 131 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено: 16 октября в 22-ом часу Елисеев встретил на безлюдной улице возвращающуюся из вечерней школы 18—летнюю Тарасову Надю. Догнав ее, Елисеев взял Тарасову п ...

Образовательные системы и развитие личности.
К образовательным системам относятся такие социальные институты, как на­чальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая про­фессиональная школа, различные курсы повышения квалификации и переподго­товки кадров и т. д. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоящую из определенны ...