Воля в процессе управления
Страница 3

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетиче­скую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельно­сти существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщен­ность

Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рас­сматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрство­вание, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между сте­пенью негативного (деструктивного) влияния психических со­стояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образо­вания, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные, исполни­тельские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-во­левой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-во­левой регуляции состояний в управленческой деятельности явля­ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром­ное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наи­более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци­онально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответст­венностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содер­жит столь обширного спектра причин и факторов, порождаю­щих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельнос­ти, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных усло­вий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характе­ристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настро­ению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководи­тель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоцио­нальные проявления и состояния (неуверенности, подавленно­сти, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненны­ми и сказываются на их деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Вывод
Важным условием успешной работы с малыми неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодежи, если движение п ...

Концепция личности С.Л.Рубинштейна (философско-психологическая). Содержание концепции С.Л. Рубинштейна
Предметом данной концепции выступает личность как субъект жизни. Задачи, решаемые в рамках данной концепции: 1)Изучение становления личности как субъекта жизнедеятельности; 2)Изучение личностного опосредствования сознания и деятельности. Определение личности: «Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной ...

Копинг — стратегии поведения
Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения: · в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); · в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий); · в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных страт ...