Теория адаптации и самоадаптации. Понятие об адаптации и самоадаптации
Страница 2

Другая психология » Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона » Теория адаптации и самоадаптации. Понятие об адаптации и самоадаптации

Важной формой адоптивных процессов в этот период являются психологические защитные механизмы – продукт онтогенетического развития и научения, которые действуют, как правило, в рамках неосознаваемой психической деятельности. Эти механизмы развиваются как специфические средства психосоциальной адаптации, они предназначены для «совпадения» с эмоциями в тех случаях, когда опыт индивида сигнализирует ему о вероятных негативных последствиях их переживаниях и непосредственного выражения (З.Фрейд). То ест путь к переживанию лежит через эмоции. Эмоции являются базисным адаптивным паттерном. Однако сами переживания детерменированы внешними по отношению к ребенку факторами, во всяком случае, на первых стадиях онтогенеза. Наиболее важными из них, влияющими на психическое развитие ребенка, является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. Именно в семье человек получает первый опыт психологического взаимодействия. С первых дней своей жизни ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений со взрослыми (родителями, воспитателями в детском саду, родственниками и другими взрослыми). Между ребенком и взрослым складываются межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, к разнообразных переживаний, познавательные и творческие способности. В семье в процессе жизнедействия ребенка с родителями закладываются основы личности – ее потребности и интересы, отношение к себе и другим, закрепляется их относительно устойчивая направленность. Основу психологической адаптации формирует у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. Первый год жизни, а именно период новорожденности – этовремя адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни. В первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальному, ни к инстинктивному поведению. Мать является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Привязанность – как мотивационно – поведенчекая система ( 5, стр. 4 – 5).

Складывается к концу первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то , как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достаточно уважаемого , смелого, умного, а близкого взрослого – как источник любви, зашиты и уважения. Если его привязанность ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представлениям оссебе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего матери). Поэтому дети, растущие атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, возникающие в процессе адаптации, а так же связанные со здоровьем трудностей с обучением в школе, общении со сверстниками, и , наоборот, как правило, нарушение детско – родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.( 5, стр. 4 – 5). Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

1. Творческий стиль – когда человек старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливаясь сам – самоадаптация.

2. Комфортный стиль – когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.

3. Избегающий стиль – когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливатся к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизительно домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.

Страницы: 1 2 3


Мои личные достижения в области Закона Притяжения
На основе моих знаний о Законе Притяжения, я смог истолковать золотое правило нравственности, как Закон Притяжения для межличностных отношений. Золотое правило нравственности звучит так: "поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе". На более простом языке это звучит следующ ...

Изучение в психологии гендерных ролей о личности музыканта. Представление о маскулинности, фемининности и андрогинности
Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus — мужской ufemininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принцип ...

Факторы социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, ...