Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии
развития личностиСтраница 1
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.
Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, балланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в ЭГО нового позитивного качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью – в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением - «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75) отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.
Психосоциальные стадии развития личности.
1. Младенчество: базальное доверие/базальное недоверие.
Первая психосоциальная стадия – от рождения до конца первого года – соответствует оральной стадии по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям. Эриксон считает качество материнской заботы – способность матери так организовывать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Главный из ритуалов – взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другим людьми. Надежда – ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) – это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие – недоверие».
2. Ранее детство: автономия/стыд и сомнение.
Этот период продолжается от 1 до 3 лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются возможности к самостоятельным действиям. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я могу». Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе – слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.
3. Возраст игры: инициативность/вина.
В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры» ,от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и ( 6, стр. 76 – 77) приобретение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я – то, что я буду делать».
Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала ,с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связна с качеством ааптивности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми ( не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер – Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствует становлению инициативности, расширения границ независимости, развития творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало склонны к продуктивному труду.
Эмпирическое
исследование менеджеров, вводящих инновации в работу. Программа исследования
Эмпирическое исследование ставило своей целью выявит особенности ценностных ориентаций, жизненных смыслов личностной направленности менеджеров, активно вводящих инновации в работу. Эта цель определила постановку и решение следующих задач:
1. Выявить ценностные ориентации у менеджеров, активно вводящих инновации в своей деятельности и с ...
Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский.
Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяюще ...
Психологическая теория принятия управленческих
решений. Психологические аспекты принятия управленческих
решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как собственные, так и окружающих, для влияния на ход событий; руководитель несет ответственность
за п ...