Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности
Страница 2

Другая психология » Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона » Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности

4. Школьный возраст: трудолюбие/неполноценность.

Четвертый психосоциаллный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителями своего пола уже преодолены. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему – то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоцентричность ребенка теперь выражается так: «Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал – совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в проявлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность эго – идентичности / ролевое смешение.

Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается считаеться самым важным периодом в психосоциальным развитии человека: «Юность – это возраст окончательного ( 6, стр. 77 – 78). становления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».

Эриксон уделили очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 лет до примерно 19 – 20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и так далее) и создать едины образ себя (эго – идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация становится импровизацией – нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение. Кроме того в ней вычленяется идеологический аспект – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима. Согласно Эриксону:

Идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры.

Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который так же может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связи с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душного разлада и бесценности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, деликвентного (отклоняющегося поведения). В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смещение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям к собственной половой идентификации. ( 6, стр. 78 – 79).

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями ( кинозвездами, суператлетами, рок – музыкатами) и представителями контрукльтуры (революционные лидеры, «бритоголовые», деликвентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это Верность – способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость; достижение близости/изоляция.

Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие коммуникации
Коммуникация имеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения, во-вторых, это форма связи, в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой информации, наконец, в-четвертых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом друго ...

Определение понятия девиантного поведения и его особенностей. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяюще ...

Описание методики
Нами была выбрана методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Рассела и Фюргесона [11]. Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда" ...